• Куклы сделаны по эскизам московской художницы Екатерины Петуховой.
  • Розовая дама – единственная, кто находит дорогу к душе ребенка.
  • Алексей Смирнов, главный режиссер Московского областного театра кукол, постановщик спектакля.

Атмосфера больницы, где лежат дети, в том числе и неизлечимо больные, может быть только мрачной. И поэтому первое, что видит зритель, — зажигательно танцующий медперсонал. Все как в жизни — чем хуже диагноз, тем бодрее врачи. Главные герои — маленькие пациенты больницы — сначала кажутся бледными тенями, но к концу спектакля к ним привязываешься, как к живым людям, забывая, что это — куклы. Это заслуга московской художницы Екатерины Петуховой, все изготовленные персонажи получились очень выразительными и запоминающимися.

Главных героев двое, это мальчик Оскар (артистка Лариса Платунова) и сиделка-волонтер Розовая дама (заслуженная артистка РФ Ольга Долгая), и весь спектакль — это история о больном ребенке, узнавшем свой приговор, и о женщине, которая изо всех сил пытается примирить его с настоящим.

Ситуация тоже скопирована с жизни, об этом знают те, кто работает с онкобольными детьми. Известие о диагнозе, протест, уход в себя, конфликт с родителями, примирение и медленное угасание на глазах проживает и Оскар. Единственная, кого он впускает в свой мир, — Розовая дама. И для нее главное — не потерять доверие мальчика, иначе он останется один на один с надвигающейся трагедией. Ведь откровенного общения с ним избегают врачи, родители, чтобы не говорить с сыном на трудную тему, заваливают Оскара подарками и игрушками. А ему всего-то и надо — просто побыть во внутренней гармонии с собой, пока он живет, пока может двигаться, чувствовать, думать. Но до прихода Розовой дамы Оскара не только сжигает его болезнь, но и раздирают внутренние противоречия.

Конечно, дама совсем не та, за кого она себя выдает, ей приходится импровизировать на ходу, чтобы не выйти из образа. Но она единственная пробивается через непроходимую стену, которая вырастает вокруг обреченного Оскара и внутри которой он оказывается один. У остальных на это не хватает смелости. Розовая дама показывает ребенку путь к гармонии, в ее интерпретации это путь к Богу. И умирающий мальчик понимает, что жизнь прекрасна, и просит Господа показать это хоть на миг его родителям. Он выходит за рамки своего эгоизма и просит помогать другим.

Этот спектакль можно назвать рождественской историей — к новозаветным ассоциациям отсылает апостольское число 12 (12 дней, 12 писем к Богу), да и действие разворачивается в канун Рождества. Это добавляет рассказанной истории света.

Воплотить сценически пьесу знаменитого современного французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта «Письма к Богу» — задача непростая, и для этого режиссер Алексей Смирнов использовал очень многие возможности театрального языка — на сцене работают актеры-кукольники и актеры живым планом, присутствуют элементы пантомимы и театра теней. Использованы также все возможности театра, появившиеся у него после грандиозного ремонта. Хороша музыка, звучащая в спектакле, здесь использовано более 40 музыкальных фрагментов — и «Реквием» Моцарта, и «Лебединое озеро» Чайковского, и джазовые композиции, и американские спиричуэлс.

Спектакль рассчитан на старшеклассников и взрослых, его полезно посмотреть родителям и педагогам. Присутствовавшие на предпремьерном показе школьники по окончании спектакля сказали, что им все было понятно. А взрослые добавили, что в жизни дети сталкиваются с такими ситуациями — например, когда объявляется сбор средств для онкобольных детей. И такой спектакль, как «Оскар и Розовая дама», учит всех нас быть мужественнее и милосерднее.

Спектакль появился при поддержке областного министерства культуры и архивного дела, благотворительного фонда «София» и на средства гранта, полученного театром.

 Алексей Смирнов, главный режиссер Московского областного театра кукол, лауреат премии «Золотая маска», постановщик спектакля:

 — Что было самое трудное в постановке спектакля? С таким материалом — непростым, местами жестким — всегда сложно работать. Самое трудное было не скатиться на спекуляцию темой, чтобы вызвать жалость ради жалости. Это изначально мелодрама, поэтому таких «розовых слез» не хотелось. Всегда хочется, чтобы в театре было не грустно, а больно, чтобы в результате зритель почувствовал не сентиментальную грусть, а испытал настоящую боль за то, что происходит. Надеюсь, что это получилось. Спектакль и радостный по-своему. Ведь история не о том, как умирает мальчик, а о том, как он живет, он должен за 12 оставшихся ему дней прожить всю свою жизнь. Мы вроде бы гораздо счастливее, чем он, но мы бьемся и не можем докопаться, в чем смысл жизни. А он за 12 дней прочувствовал все это счастье и понял для себя главное.

Возрастная категория материалов: 18+