О рынке сбыта на территории Хабаровского края за круглым столом накануне говорили амурские и хабаровские производители и представители двух региональных минсельхозов.
Диалог представителей деловых кругов и властей соседнего с Приамурьем региона прошел в рамках соглашения о развитии торгово-экономической деятельности между субъектами. В мероприятии приняли участие около 30 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности двух регионов, а также и представители торговых сетей. Главной темой встречи стало создание условий малому и среднему бизнесу для выхода на региональные рынки.
Предприятия пищевой промышленности Приамурья готовы увеличить поставки молока, мясных полуфабрикатов, крупы, кондитерских изделий и других продуктов на прилавки магазинов Хабаровского края. По данным областного минсельхоза, сегодня в направлении субъекта-соседа некоторые амурские производители отгружают до 15 процентов продукции.
Начальник управления продовольственных ресурсов министерства сельского хозяйства Приамурья Наталья Тюшникова рассказала о том, что в области в 2012 году произвели 171 тысячу тонн молока. Среди дальневосточных регионов этот показатель выше только у Якутии.
— Молока и мяса мы производим больше, чем потребляем, — отметила Наталья Тюшникова. — Так, молока производится 208 килограммов на душу населения, а потребляется 166. Хотя стоит отметить, что Амурская область потребляет не так много молока. Меньше, чем здесь, молока пьют только на Чукотке и в Приморье. В области работает семь молокоперерабатывающих и столько же мясоперерабатывающих предприятий. При этом 95 % молочной продукции производят три крупных предприятия: Благовещенский молочный комбинат, хладокомбинат и Серышевский маслосыркомбинат. В 2012 году произведено 96 тысяч тонн цельномолочной продукции — это на 17,9 % больше, чем в 2011-м. Также выросли объемы производства колбасных изделий. Производственные мощности по переработке мяса составляют около 65 тонн колбасной продукции в смену, однако они сегодня загружены меньше чем на 30 %.
По словам специалистов, падение спроса на «свою» продукцию в Приамурье связано с относительно низкой платежеспособностью населения. Кроме того, сказывается ценовая конкуренция с товарами, поставляемыми с запада России и КНР. В таких условиях амурские предприниматели не могут снижать цену. Представители амурского минсельхоза констатируют печальный факт — местные предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности в основном вынуждены существовать за счет собственных средств и привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков.
Основная господдержка амурского правительства и Федерации сегодня направлена на поддержку растениеводства и животноводства. Сами же предприятия винят в низкой конкурентоспособности своей продукции стоимость электроэнергии, которая в регионах Сибири и Урала ниже, чем у нас. Поэтому амурским предприятиям все труднее наращивать производство, ведь и на нынешний объем покупателя найти сложно.
Эксперты отмечают, что единственная возможность увеличить спрос — выйти на рынки соседних регионов. Сегодня у Приамурья есть договоренности о взаимном торгово-экономическом сотрудничестве с Якутией и Камчаткой. Теперь амурские власти намерены наладить контакт и с ближайшим соседом — Хабаровским краем. Единственное, что пока останавливает наших производителей, — нежелание хабаровских торговых сетей пускать их на рынок.
— Нам сам бог велел заниматься реализацией в Хабаровском крае, — говорит руководитель ОАО «Октябрьский элеватор» Виктор Доценко. — Между нашими регионами есть доступная транспортная инфраструктура. Мы уже три года поставляем крупы на рынок края только автомобильным транспортом, так как это дешевле, чем перевозить по железной дороге. Однако здесь возникает другая проблема — сложно вклиниться в местные торговые сети. Под разными предлогами нас не пускают.
С этим мнением согласилась и финансовый директор благовещенской кондитерской фабрики «Зея» Татьяна Демура. По ее словам, даже если торговая сеть пускает в свои помещения, то либо просит высокую входную цену, либо выставляет товар в дальнем углу зала.
Самый, пожалуй, богатый опыт реализации в Хабаровском крае накопился у амурских картофелеводов. Местные производители выращивают едва ли не в два раза больше картофеля, чем требуется населению Приамурья. Поэтому основная масса второго хлеба идет в Хабаровский край. Однако цепочка лишних звеньев из посреднических организаций приводит к завышению цен. Например, в зависимости от объемов и сезона амурский картофель продается оптом от 6 до 13 рублей за килограмм. На прилавках Хабаровска он уже стоит больше 25 рублей.
— Хабаровскому краю есть чем гордиться в сравнении с Амурской областью, но где-то мы не сможем соперничать с вашим регионом, — выразила мнение начальник управления перерабатывающей промышленности минсельхоза Хабаровского края Ксения Халимова. — Есть две позиции, которые имеют конкурентное преимущество, — это наши пиво и водка. Прошлый год показал хорошую динамику, рост поставок пива и водки в Амурскую область составил 33 %. Было отгружено 160 тысяч декалитров водки, и это притом, что мы производим около 1,2 миллиона декалитров. Пива поставили почти 25 миллионов декалитров. Однако в этом году поставки упали в пять раз.
По информации хабаровчан, на сегодняшний день самообеспеченность края молоком и маслом составляет 19 %, по мясным продуктам — 22 %, по картошке —100 %. Под занавес встречи представители обеих сторон выразили надежду, что переговоры принесут хорошие плоды для дальнейшего сотрудничества и взаимовыгодного продвижения продукции как в Хабаровском крае, так и в Амурской области.
Экспорт амурских продуктов в Хабаровский край в 2012 году:
— мясо птицы — 4 320 тонн
— молочная продукция — 1 1402,3 тонны
— масло соевое — 3 072,7 тонны
— комбикорм — 934,2 тонны
— шрот соевый — 66,2 тонны
— крупы в ассортименте — 1 108,17 тонны
— овощи закрытого грунта — 217,2 тонны
— кондитерские изделия — 1 124,1 тонны
В 2012 году общий товарооборот между двумя регионами составил более 10 миллиардов рублей: 9 миллиардов рублей «ввезли» хабаровчане в Амурскую область, а амурские производители поставили в Хабаровский край продукции на 1,6 миллиарда рублей.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии