• Возведение второй ветки Байкало-Амурской магистрали планируют начать  уже со следующего года.
  • Виктор Иванович регулярно посещает Углегорск,  чтобы лично оценить работы на космической стройке.

Об этом шла речь на вчерашней пресс-конференции в Хабаровске с представителями ведущих СМИ, корреспондент АП стал единственным журналистом из Амурской области. С Республикой Саха (Якутия), Камчаткой и Магаданом полпреда связал телемост. 21 мая исполнился ровно год с момента создания нового министерства. В течение двух часов министр Виктор Ишаев рассказывал о том, что успел сделать новый орган, о задачах на будущее, а также отвечал на вопросы журналистов. В том числе Виктор Иванович критически оценил работу на строительстве космодрома, отметив, что Роскосмос недостаточно хорошо справляется с задачами заказчика, рассказал о строительстве второй ветки БАМа, а также прокомментировал высокие цены на электроэнергию на Дальнем Востоке.

Главное — привлечь инвесторов

Встреча началась с краткого отчета Виктора Ишаева, который впрочем занял больше получаса. На сегодняшний день Минвосток-развития России полностью сформировано, в нем работают 253 человека. По словам министра, самая активная работа в новом ведомстве началась с созданием «Программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья». Изначальный вариант документа предполагал, что на ее финансирование потребуется 5,7 триллиона рублей.

«На такую сумму никто бы не согласился. Мы просчитали другой вариант, взяли все указы президента, распоряжения правительства, просчитали и получили 3,8 триллиона средств, а с привлеченными деньгами — 10,6 триллиона рублей до 2020 года, — отметил Виктор Ишаев. — Индикаторы показали, что в этом случае развитие будет. Будет расти валовый продукт. Если израсходовать 3,8 триллиона, мы дополнительно дадим минимум 5 триллионов рублей до 2020 года. Благодаря созданию новых рабочих мест будет достаточно приличный прирост населения. Население Дальнего Востока должно увеличиться на 1,1 миллиона человек».

Помимо вложения денег, необходимы и решения на законодательном уровне. Принятие их во многом зависит от Минрегионразвития РФ. «Мы говорим о налоговых льготах, создании особых экономических зон, снятии административных барьеров. Должны быть совершенно другие сроки на рассмотрение документов. У нас сейчас земельные вопросы решаются годами», — подчеркнул министр.

По его словам, самая главная задача — создать в регионе такие условия, чтобы они привлекали инвесторов. «Я считаю, у нас будут дополнительные ресурсы и новые возможности. Когда заработают крупные проекты, они потянут за собой развитие остальных сфер. Нам нужен толчок — и Дальний Восток его получит», — заявил Виктор Иванович.

Энергетический камень преткновения

Развитие Дальнего Востока во многом связывают с развитием крупных производств. Но, как отмечают сами промышленники, одной из самых существенных статей расходов для них остаются энерготарифы. Так, амурские металлурги платят 5 рублей за киловатт, при этом их китайским конкурентам энергия обходится гораздо дешевле. Как отметил Виктор Ишаев, Минвостокразвития России ищет возможности изменения тарифной политики на Дальнем Востоке, но этот вопрос неоднозначный.

— Бурейская ГЭС продает Китаю энергию за 1,5 рубля. Понятно, что китайскому крестьянину она достанется дороже — за три рубля. А русский фермер платит за нее 5,2 рубля. Я понимаю их возмущение, — согласился Виктор Иванович. — При этом в экспорте ничего плохого нет. Если себестоимость одного киловатта — примерно 1,6 цента, как нам озвучивают, а продают в Китай по 5 центов, то станция получает доход. И если станция этот доход не получит, то внутренняя энергия будет еще дороже.

По словам полпреда, в первую очередь сейчас нужно понять, на каком этапе энергия слишком сильно дорожает, если гидроэлектростанция выдает ее по одной цене на внутренний и внешний рынок. «Нужно находить решение по ценам. И сейчас эту задачу мы усиленно решаем. Ситуация достаточно сложная. Требуется решение на государственном уровне, чтобы посмотреть, кто увеличивает цену выше необходимого, и выровнять движение этих средств, поскольку со станции энергия выходит не такая уж дорогая. Будем решать этот вопрос, но сказать, что завтра тариф будет снижен, я не могу», — заключил Виктор Ишаев.

Зеленый свет второй ветке БАМа

Еще одним стержнем развития Дальневосточного региона должна стать транспортная инфраструктура, в том числе в программе предусмотрены модернизация Транссибирской магистрали, строительство второй очереди БАМа, новых аэропортов и дорог. Как отметил министр, возведение второй ветки Байкало-Амурской магистрали планируют начать уже со следующего года. А в этом году должна завершиться подготовка документов и проектов БАМа-2.

Виктор Иванович подчеркнул, что необходимо в короткие сроки увеличить пропускную способность железной дороги. Только угольные предприятия готовы дополнительно увеличить перевозки по магистрали на более чем 70 миллионов тонн, кроме того, растет производство в металлургической и лесоперерабатывающей отраслях. По словам полпреда, часть работ ОАО «Российские железные дороги» начнет уже в этом году. «Наверное, разворачивать стройку века, как в советские годы, и бросать на нее все силы, потребности нет. Но если не построить БАМ-2, не модернизировать Транссиб, мы не сможем вывозить уголь и металлы», — отметил дальневосточный министр.

«Темпы строительства космодрома Восточный недостаточные»

Кроме того, глава Минвостокразвития России недоволен тем, как идет стройка космического объекта, и в частности работой заказчика — Роскосмоса. Виктор Ишаев раскритиковал темпы строительства космодрома. По словам полпреда, причин для этого достаточно — документация не готова, нет разрешений на ведение работ и нет согласованной цели.

— О темпах строительства космодрома я скажу: «Недостаточно», — резко охарактеризовал ситуацию Виктор Ишаев. — То, что мне говорят по проектам, меня абсолютно не устраивает. Те объемы, которые осваиваются, чем-то они и впечатляют, но, в моем понимании, этого мало. Разве нормально, что строительство ведется на семи объектах, а разрешение есть на два? Нормально, если цены, представленные в проекте, не соответствуют фактической стоимости? Как так — нет на месте дирекции по строительству космодрома — приедут, побудут и уедут в Москву? Дирекция должна быть там постоянно, жить там. Я не вижу даже совмещенного графика строительства. Заказчик работ многие свои функции вообще не выполняет. А подрядчик должен работать более активно. Я говорю, что нужно эти вопросы рассматривать детально и давать поручения.

По словам Виктора Ивановича, свои критические замечания министр уже высказал Президенту России Владимиру Путину. В том числе предложил найти другого заказчика для строительства нового жилого района в Углегорске, а федеральному космическому агентству оставить возведение космодрома. «Зачем Роскосмосу строить населенный пункт?» — отметил министр. Но пока этот вопрос не решен. «Президент дал поручение разобраться», — добавил Виктор Иванович. Возможные решения должны стать известны уже в ближайшее время.

560 млрд рублей выделят в течение 5 лет на развитие Транссиба и строительство БАМа-2.

Возрастная категория материалов: 18+