Депутаты считают, что страна пока не готова к производству необходимого количества тахографов с требуемыми параметрами. Вместе с тем, пока документ готовится пройти второе и третье чтение, штрафные санкции продолжают действовать.
С начала апреля сотрудники ГИБДД в Приамурье уже составили 30 протоколов за нарушение правил установки тахографов. Крупные грузоперевозчики и частники ставить устройства пока не торопятся, боясь по ошибке приобрести дорогостоящий прибор, который в итоге не будет соответствовать постоянно меняющимся требованиям. В насущных проблемах амурских дальнобойщиков разбирался корреспондент АП.
Первоапрельский подарок
Нужно сказать, что практика по применению тахографов, контролирующих время нахождения водителя за рулем, уже давно работает в Германии, Франции и других европейских странах. Эксперимент по внедрению этих приборов в некоторых регионах нашей страны показал снижение аварийности среди автоперевозчиков на 30 процентов. Властям понравилась перспектива избавления российских дорог от засыпающих за рулем дальнобойщиков, поэтому 1 апреля этого года в силу вступил федеральный закон, обязывающий оснастить такими контрольными приборами весь транспорт, занятый в коммерческих перевозках. Параллельно были внесены изменения в КоАП — за отсутствие тахографа, его отключение, модификацию или неисправность водитель, перевозящий коммерческий груз, может заплатить до трех тысяч рублей. Автопредприятие, выпустившее подобную машину на маршрут, в таком случае штрафуют на сумму от 5 до 10 тысяч. Контролируют соблюдение этих требований сотрудники ГИБДД.
— Приборами непрерывного контроля за движением, скоростью, направлением автомобиля и режимом отдыха водителя должен быть оборудован междугородний автобусный транспорт и грузоперевозчики, работающие по области и за ее пределами. Под исключение попадают автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки, — объясняет старший инспектор управления ГИБДД УМВД России по Амурской области Константин Пытиков. — В случае если нарушение имеет место, водителя, управляющего транспортным средством, привлекут к административной ответственности. Параллельно штраф выписывается и на должностное лицо, отправившее неукомплектованную машину на линию.
Приборов мало
Специально для работы с тахографами с прошлого года в ГИБДД области организовано обучение — ежемесячно некоторое количество сотрудников проходят соответствующие курсы. Инспекторам показывают, как использовать карты контролеров, считывающие информацию с прибора. Представители закона осознают проблему нехватки тахографов нужного образца, однако пока штрафы не отменят сверху, им придется наказывать перевозчиков рублем.
— На сегодняшний день закон предписывает устанавливать только цифровые тахографы. Раньше использовались аналоговые приборы, которые записывали информацию на бумажные диски в виде графика, — продолжает Константин Николаевич. — Насколько я знаю, проблема с установкой тахографов в Благовещенске существует. Не всегда можно найти образец, соответствующий стандартам. Плюс ко всему высокие цены. Например, в приказе Минтранса значится, что вместе с прибором должен быть установлен блок криптографической защиты информации (СКЗИ), который позволяет исключить несанкционированный доступ к данным. Тахограф без этого блока считается не соответствующим требованиям, что влечет наложение штрафа.
Все равно придется ставить
Сотрудники ГИБДД отмечают: до апреля этого года в Амурской области тахограф можно было установить примерно за 25 тысяч рублей. С вступлением в силу закона и добавлением опций наподобие блока СКЗИ цена заметно выросла. Вместе с тем сегодня в Благовещенске дефицит приборов ощущается. Другими словами, людей обязали, но рынок не готов к тому, чтобы в срок оснастить тахографами такое большое количество машин.
— Я не вижу выхода, кроме как на уровне Правительства России отменить действие этого приказа или на время отсрочить его. Пока изменений нет, — говорят в областном управлении ГИБДД. — Даже в случае отсрочки обязанности по оснащению автомобилей тахографами никто с перевозчиков не снимет. Если законопроект утвердят, мы не будем применять штрафные санкции, но предписания об использовании приборов выдавать продолжим.
Водители против
В целом к нововведению, действующему с 1 апреля, у перевозчиков отношение весьма прохладное. Многие считают, что такой контроль, конечно, нужен, но закон нуждается в более детальной проработке и адаптации к условиям Дальнего Востока. Дальнобойщики утверждают, что дорожные условия запада страны, на который равняются власти, коренным образом отличаются от амурских, что в нашем случае негативно отражается на сроках доставки. С этой точкой зрения солидарен один из амурских владельцев бизнеса по перевозкам Дмитрий, который сам сидит за рулем одного из двух своих тягачей.
— Я пока не ставил тахографы, слежу за ситуацией. Езжу на свой страх и риск. Для меня, как водителя, это вообще никчемная вещь. И заказчикам вообще не важно, как груз будет доставлен, зато есть четкие сроки, — говорит дальнобойщик. — День грузимся на базе, в ночь выходим. Если надо проехать 200 километров — проезжаем, это просто надо сделать, иначе время выйдет. А в наших краях еще и дорог толком нет. По Селемджинскому, Зейскому, Тындинскому районам быстро не проедешь, та же история с Якутией. Еще и непонятно, какие именно приборы нужны, да и ценник высокий — не каждый так просто потратится на такую вещь.
Без тахографа выходит на рейсы и конкурент Дмитрия Виктор, который бы и рад соблюдать закон, но не может до сих пор разобраться в требованиях и накопить достаточно денег.
— Я думаю, закон нужно еще долго готовить. Пусть хотя бы с ценой разберутся — китайский навигатор с миллионом функций стоит в десять раз дешевле. Мне на установку тахографа работать полмесяца надо, — считает перевозчик. — Смотрю в интернете, разбираюсь, но вроде у нас пока толком нет возможности установить прибор, соответствующий всем параметрам. У меня пока стоят старые японские аналоговые тахографы. Я в Якутии с гаишниками разговаривал, так они сказали, что пока можно этими пользоваться.
Закон нужно доработать
В крупных компаниях, занимающихся грузоперевозками, ситуация похожая — большой автопарк быстро не оснастишь. Как рассказал АП коммерческий директор транспортной компании «Тройка ДВ» Александр Запша, нововведения уже успели ударить по карману предприятия. Водителей «Тройки» неоднократно проверяли на постах ГИБДД на наличие тахографов, одного успели оштрафовать. К настоящему времени приборами оснащена только половина парка компании.
— В Благовещенске у нас в распоряжении 25 автомобилей, стоимость установки одного цифрового тахографа составляет около 36 тысяч рублей. Получается довольно солидная сумма. Плюс еще каждому водителю нужно сделать индивидуальную пластиковую карту, которая вставляется в прибор перед выездом. Она стоит примерно четыре тысячи, — рассказывает руководитель. — У нас минимум два водителя на каждую машину, то есть здесь также довольно большие затраты. А если с водителем не сработались после стажировки? Человека нужно уволить, а проплаченную карту просто придется выкинуть. В нашем бизнесе и так проблемы с запчастями — двигатели по полмиллиона стоят. В общем, в законе много недоработок.
По словам автоперевозчиков, самая большая проблема в том, что власти толком не объясняют, каким должен быть этот прибор. Требованиям закона соответствуют далеко не все тахографы, представленные на рынке, поэтому вероятность поставить по ошибке исправный, но ненужный прибор очень велика. Кроме того, многие недоумевают, почему во времена цифровых технологий на автотранспорт обязывают устанавливать именно тахографы. Ведь существует спутниковый мониторинг, который работает практически без проблем. Автоперевозчики считают, что вместо тахографа лучше установить прибор, отслеживающий перевозки по спутниковой связи. Отслеживать скорость движения водителя, его местонахождение, направление, режим труда и отдыха в режиме реального времени было бы удобно и транспортникам, и ГИБДД.
МНЕНИЕ
Александр Запша, коммерческий директор транспортной компании «Тройка ДВ»:
— Я считаю, что приборы контроля и учета нужны. Но опять же не в виде тахографа, а в виде какой-то комплексной универсальной системы, которая бы позволяла видеть абсолютно всю информацию о перемещении машины, — поясняет свою позицию Александр Запша. — Тахографы ввели в эксплуатацию в развитых странах, где и дороги хорошие, и расстояния не такие большие, и с деньгами получше. У нас специфика немного другая, особенно на Дальнем Востоке. Здесь все ездят на подержанных японских грузовиках, потому что новый никто не потянет. В Европе можно купить полноценный 40-тонный тягач, грубо говоря, по той же цене, как у нас семитонный фургон. А к нему еще приборы дорогостоящие требуют. Еще одна проблема с тахографами — отсутствие по трассе гостиниц и мест отдыха. А ведь у нас далеко не каждая машина оборудована спальником для водителя. В общем, законы нужно еще адаптировать для конкретной территории.
5 организаций в Благовещенске занимаются установкой тахографов, соответствующих стандартам.
30 административных материалов по нарушениям правил использования тахографов составлено в Приамурье с начала действия поправок в КоАП.
36 тысяч рублей в среднем стоит установка цифрового тахографа в Приамурье.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии