Миллиарда мало
До того как в 1980 году возвели новый для Благовещенска объект, горожанам приходилось нелегко. Старожилы города помнят трудности переправы с одного берега Зеи на другой. В районе Амурской, 1, как и сейчас, работал причал. По реке ходили три парома до поселка Зазейский. Желающих переправиться было много — очереди выстраивались по Амурской на четыре квартала до улицы Пушкина. Машины стояли по 5 часов и дольше. Некоторые, особо отважные, переправлялись на автомобилях по железнодорожному мосту, что в 25 километрах в районе Белогорья.
В августе 80-го года был построен автодорожный мост через реку Зею, который изменил ситуацию в корне — паромы стали не нужны. Мост шириной 12 метров позволял пропускать от 3 до 6 тысяч автомобилей за сутки, в зависимости от времени года. С тех времен количество автотранспорта увеличилось в 100 раз. По оценкам дорожников и амурской Госавтоинспекции, нагрузка на существующий мост через Зею на сегодняшний день превышена уже почти в четыре раза — в день по нему проходит по 13 тысяч единиц техники. Интенсивный поток влияет и на безопасность движения. Любое, даже несерьезное ДТП вызывает километровые пробки, которые тянутся до самого города.
Между тем само гидротехническое сооружение за 31 год эксплуатации ни разу не ремонтировали. Обследование моста не проводилось с 1987 года. Ремонт объекта постоянно откладывается, так как альтернативного автодорожного моста нет. Новый вантовый мост, строительство которого вошло в федеральную программу, позволит сначала взять на себя всю транспортную нагрузку, а после распределить ее. Но этого момента, по оценкам строителей, придется ждать еще как минимум 3—5 лет. Другая проблема — денег на ремонт и содержание зейского моста в бюджете амурской столицы по-прежнему нет. Для сравнения: комплексная реконструкция нечетного железнодорожного моста через реку Зею в районе Белогорья, возведенного в 1914 году, обошлась ЗабЖД в сумму более 3 миллиардов рублей. Ремонт сооружения протяженностью 1 104 метра длился 11 лет и закончился в 2011 году.
Передать и забыть
Благовещенские власти уже около 12 лет ведут работу по передаче объекта в федеральную собственность, однако государство будет рассматривать вопрос только при наличии результатов экспертизы. Это затратное мероприятие. Необходимо водолазное обследование подводной части свай, оснований и крепежных болтов, говорят городские дорожники. Цена вопроса экспертизы — три миллиона рублей. В этом году городская казна смогла выделить на эти цели всего миллион. Решение вопроса немного приостановилось, а в мэрии думают, где взять деньги и какая из компаний проведет техобследование объекта, рассказал АП главный инженер муниципального предприятия «ДЭУ» Вячеслав Сысоенко. Экспертиза должна дать заключение о возможности использования конструкции.
В середине весны на объекте работала правительственная комиссия. Помимо прочего, для переправы грузовых автомобилей обсуждали запуск грузового парома, наведение понтонного моста и организацию движения по железнодорожному мосту. Конечно, полноценной заменой автомобильному мосту они не станут, так как их проектная пропускная способность намного ниже мостовой. Но, так или иначе, доступ к другому берегу будет обеспечен.
Длина имеет значение
Постоянный мост через Волгу, который соединяет город и пригород Нижнего Новгорода, является совмещенным — железнодорожно-автомобильным. Из-за низкой пропускной способности автомобильной части моста периодически наводится дублирующий понтонный мост. Его длина всего 377 метров. Если наводить наплавной мост через Зею, то его протяженность составит не менее 1,2 километра. Пока же самой длинной понтонной переправой в России считается мост длиной около 750 метров, который связывает пригород Хабаровска и Большой Уссурийский остров. Его строят военные.
— Думаю, мост через Зею не закроют, — поделился соображениями первый заместитель главы администрации Благовещенска Владимир Константинов. — Для этого должны быть существенные разрушения конструкций моста. Все прекрасно понимают, что мосту нужен капитальный ремонт, но вы представляете, что значит остановить движение? У нас 99% сообщения приходится на зейский мост. Не ехать же всему потоку через Свободный! Сегодня, чтобы перевести существующий поток, паромам придется круглосуточно ходить от берега до берега.
По словам генерального директора пассажирского порта «АмурАССО» Владимира Сушкова, норма течения реки для наплавного сооружения — 2,6 километра в час. Скорость течения на Зее — 6,2 км/ч — выше практически в два раза. «При таком течении, представляете, какая боковая нагрузка будет — его (понтонный мост) просто порвет, и все. К тому же Зея — река судоходная, первого класса. В отсутствие моста пассажиров мы перевезем на паромах. В принципе грузовые и легковые автомобили тоже», — отметил Владимир Николаевич.
По мнению Сушкова, к подобным вариантам необходимо готовиться загодя, для того чтобы изучить интенсивность движения и прочие характеристики. Что и сделали по совету специалиста корреспонденты АП.
ЦИФРЫ
3 000 автомобилей в сутки — проектная пропускная способность зейского моста
Реальная загруженность моста: 13 000 авт/сут
Длина: 1800 м
Грузоподъемность: 136 т
Ширина проезжей части: 12 м
Скорость: 40 км/ч
Стоимость капремонта: неизвестна
Альтернативные варианты организации движения через реку Зея
Паромная переправа: самоходный паром Р-144, ширина зеркала реки: 1 000 м
1 289 автомобилей в сутки (при работе переправы 18 ч/сут)
Грузоподъемность: 120 т
Площадь: 420 м
Скорость: 21,6 км/ч
Стоимость 1 парома: около 8,2 млн руб.
В отсутствие автомобильного моста потребуется как минимум 10 паромов.
Понтонный мост:
800 автомобилей в сутки
Длина: 1200—1500 м
Число барж: 10—12
Грузоподъемность: до 100 т
Ширина проезжей части: 9 м (реверсивное движение)
Скорость: 20—30 км/ч
Стоимость одной баржи: 20 млн руб.
В отсутствие автомобильного моста потребуется как минимум 16 понтонных мостов.
Источник: «Инструкция по ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов. ВСН 50-87. Минавтодор РСФСР. 1988», открытые источники.
Как долго прослужит нынешний автомобильный мост через Зею без капитального ремонта и насколько высока вероятность, что приглашенные эксперты вынесут вердикт «запретить к эксплуатации», читайте в одном из следующих номеров и на сайте АП.
Возрастная категория материалов: 18+
Сушков мечтает всех пересадить на свои теплоходы-паромы и сделать с баснословной ценой. Понтонные мосты как красная тряпка для него.
— Асса (гость)