Как рассказал в начале встречи руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин, встреча организована для прояснения вопросов, связанных с экологической безопасностью космодрома, в частности, с темой использования высокотоксичного топлива гептил. Встреча проводится в преддверие экологических общественных слушаний, которые пройдут 20 сентября этого года.
Перед собравшимися выступил заместитель главного конструктора «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрий Баранов, который подробно рассказал о конструкции ракеты «Союз-2», которая будет использоваться на Восточном с 2015 года. Кроме того, бюро занимается разработкой блока выведения «Волга», использующегося на ракетах легкого класса. Он аналогичен разгонному блоку «Фрегат», который выводит в космос ракеты среднего и тяжелого класса. Именно в разгонных блоках используется токсичное топливо: гептил и амил. По словам ученых, сегодня в мире все космодромы используют это топливо и другого в ближайшие десятилетия не будет. Для заправки разгонного блока на космодроме построят специальную станцию, куда топливо будет поступать в подготовленном виде, а также в герметичных контейнерах.
— Самолеты летят на высоте 10 километров, и их выхлопные газы попадают в атмосферу. Ракета достигает этой высоты на 40 секунде, и ее выхлопы происходят там, где даже не образуются облака. Из космоса на землю ничего не вернется, — отметил Дмитрий Баранов.
Конструкторы разгонного блока «Фрегат» из «НПО им. С.А. Лавочкина» рассказали, что на сегодня произведено 39 пусков с блоком. Аварийных ситуаций, когда включается режим сброса топлива, не было. Кроме того, работает разгонный блок на высоте от 200 километров. По словам представителей Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры, на сегодня более актуален вопрос об использовании на Восточном керосина и его «родственника» нафтила, которыми будут заправляться ракеты.
— При создании космодрома изначально принято решение о снижении уровня токсической опасности, — рассказал начальник отдела ФГУП «»ЦЭНКИ» Виталий Самброс. — Могли применяться ракеты, которые заправляются непосредственно гептилом. Однако изначально было решено, что будут использоваться ракеты на малотоксичном топливе. Во время существования ракетной дивизии в Углегорске операций по транспортировке и заливу гептила было гораздо больше, на Восточном количество операций будет минимальным. На один пуск будет направляться менее 3 тонн.
Так как керосин на Восточном будет использоваться в большом количестве, большое внимание уделяется возможному проливу этого топлива. Заместитель директора по научной работе Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Александр Пузанов рассказал, что в рамках экологического мониторинга под испытания отведены специальные площадки. После этого свои вопросы задали депутаты амурского Заксобрания, жители Углегорска и представители общественных организаций.
Глава Роскосмоса Владимир Поповкин в завершении мероприятия отметил, что подобные встречи с участием специалистов будут проводиться и дальше.
Возрастная категория материалов: 18+
Значит я невнимательно читаю и смотрю материалы на эту тему, сорри, но я правда нигде в областных СМИ не видел и не слышал про РБ на других видах топлива. И, в данной ситуации, странно, что для Ангары готовят безгептильный РБ.
Самброс, кстати, производит хорошее впечатление и не говорит неправду, из-за которой плохо разбирающиеся в теме (вроде меня) и начинают «гнать волну». Сначала «гептила не будет», потом «будет, но мало — считанные килограммы», потом выясняется что «чуть больше тонны, но привозить будут в герметичной капсуле», а затем «заправлять будут на космодроме». Зачем
— ПK (гость)еще — мне действительно понравилось совещание. конструкторы показали все ракеты, которые есть сейчас в мире. даже рассказали о том, что неизвестно на чем летают КНДР и Иран. на мой взгляд, это очень открыто. о том, что все безопасно, говорить не приходится. недавно случай был водонагреватель в квартире взорвался. и риски есть всегда.
— Мария МурашкоПаша, о том что другого топлива не существует, никто не говорил. говорится о том, что нет альтернативного, в том смысле, что именно гептил позволяет выводить большую массу груза, а именно за этим будущее космонавтики. Блок выведения «Волга» тащит ракету легкого класса, и в нем гептила в разы меньше. я тоже читаю википедию, Паша. но не собираюсь дергать из нее цитаты для материала. это, на мой взгляд, непрофессионально. тем более я не специалист в ракетостроении, в отличие от тебя, судя по твоим комментариям.
— Мария МурашкоПечально если показалось что я «гажу» и «раздуваю скандалы». Английский мой весьма плох и я этого не скрываю (гуглопереводчик в помощь). Умные люди, Тимур, зайдут в Википедию только при наличии выхода в интернет. Опрос на любом сайте покажет, что доступ к интернету есть у 100% посетителей, но в действительности это не совсем так. В том числе и поэтому традиционные СМИ должны (на мой взгляд именно должны, а не могут или обязаны) давать как минимум две точки зрения. Если говорить про митинг протестующих против космодрома, то давать и мнение за его строительство. И наоборот. Этого не происходит, что (вкупе с очень непонятной позицией властей и учёных) наводит на мысли «почему-то мне врут» и «где-то меня обманывают». Разумеется, это касается не умных людей, а дилетантов вроде меня.
И ещё про скандалы: я совершенно спокойно отношусь к строительству космодрома и не собираюсь уезжать из Благовещенска.
— ПK (гость)ПК, видимо с вашим профессиональным знанием английского языка вы можете делать сенсационные выводы. А ученые ведущих российских институтов со своими данными и опытами — чайники. Не защищаю никого, но прекратите раздувать скандалы — умные люди прочтут, если надо — зайдут в (о боже в Википедию) и сами сделают выводы.
— Тимурвот опять нагадил в руку, вскормившую его!
— ссВдогонку к утверждениям наших властей и специалистов Роскосмоса о том, что гептил используется во всех космических пусках и без него нельзя обойтись.
Понимаю, что Википедия тот ещё источник, но она пишет про американский РБ Центавр (кислород-водород). На русском языке информации минимум, но даже со школьным уровнем английского импортная версия материала гораздо более информативна. Про РБ DCSS (тоже кислородо-водородный) материал только на английском. Погуглите ту же РН Де́льта IV и т.д.
Я к тому, что не знаю, по какой причине чиновники и специалисты говорят неправду или часть правды. Но проверить эту информацию дело пяти минут и жаль что у журналистов часто не хватает времени.
— ПK (гость)Самое неприятное в том, что «учёные» продолжают обманывать журналистов и амурчан.
«Именно в разгонных блоках используется токсичное топливо: гептил и амил. По словам ученых, сегодня в мире все космодромы используют это топливо и другого в ближайшие десятилетия не будет» (с)
РБ ДМ (керосин-кислород) применялся меньше года назад, но его заменяют как раз гептильным Бризо-М. Циолковскоградный Восточный планируется не только под Союз-2, но и под разрабатываемую Ангару. Если не ошибаюсь, для неё разрабатывается РБ КВТК (кислород-водород), испытания запланированы на 2015 год. Очень странно, что некие «учёные» заранее уверены в том, что центр им.Хруничева затянет разработку «на десятилетия».
А всего-то надо было с самого начала не врать про «абсолютное отсутствие гептила» и вести разъяснительную работу в тех же СМИ.
— ПK (гость)Ну если безопасно,тогда в Москве и стройте его!!!!
— Ксения Ксения (гость)