Именно это всегда обеспечивало региону приток новых молодых кадров, создавало условия жизни, отличные от остальной России. Однако с середины 90-х годов Дальний Восток потерял былую привлекательность и в уровне жизни, и в перспективах развития. С этого времени начался отток населения из региона. За последние 15 лет он потерял два миллиона человек. Шанс переломить эти негативные тенденции есть. Именно для этого разрабатывается Федеральный закон «О развитии Дальнего Востока и Байкальского региона».
Негативные тенденции переломит модернизация
Когда-то Дальний Восток ассоциировался у людей с масштабными государственными планами, романтикой новых дорог и, конечно, рядом преимуществ, которыми обладал только этот регион. Хорошее снабжение и высокая заработная плата в совокупности с другими льготами давали возможность неплохо жить и работать в суровых климатических условиях. В 90-х годах все изменилось: уравнялась зарплата, снизилось качество жизни, исчезли государственные программы развития. В результате с 1996 по 2012 год Дальний Восток потерял два миллиона человек, 15 процентов общей численности. Эти потери в семь раз превысили среднероссийский уровень.
Сейчас в модернизации нуждаются производственные мощности, транспортный и энергетический каркас региональной экономики. Технологическая отсталость и высокий износ производственных фондов, высокие энергетические и транспортные тарифы делают произведенную в регионе продукцию неконкурентоспособной. Именно эти проблемы озвучили в конце прошлого года на заседании Государственного совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Стоит отметить, что в последние годы в регионе сделано немало. Построены нефтепроводы ВСТО-1 и 2, объекты саммита АТЭС, началось возведение космодрома Восточный, заложены основы газопроводной системы. Это общенациональные проекты, которые дают новые основы развития ДФО. Но этого недостаточно.
Чтобы переломить тенденцию миграционного оттока населения, необходимо довести условия жизни на востоке страны до среднероссийского уровня и создать дополнительные стимулы для закрепления здесь населения. Самое главное в этой ситуации — создать новые рабочие места с достойной зарплатой, а также вселить в людей уверенность в том, что с регионом стоит связывать свои жизненные и карьерные планы, что дальневосточники смогут обеспечить достойную жизнь себе и своим детям. Для решения этой задачи необходимо создать особые условия социально-экономического развития с льготным налогообложением и специальным таможенным режимом, а также обеспечить доступность и качество предоставляемых населению социальных услуг.
Новый закон повысит уровень жизни
Преференции, причитающиеся ДФО, будут облечены в Федеральный закон «О развитии Дальнего Востока и Байкальского региона». Он должен компенсировать негативные природные условия и исторически сложившуюся неконкурентоспособную специализацию экономики региона, улучшить уровень жизни населения. Уже сегодня над законопроектом работают несколько коллегиальных органов, в том числе Совет Федерации, в работе участвует рабочая группа, сформированная при Минэкономе России и Минвостокразвития РФ. Свой вклад вносит и межрегиональная ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье».
Разработчики закона расставляют акценты на тех направлениях госполитики, которые надо обеспечить поддержкой, в том числе федерального центра. Прежде всего речь идет о внедрении в практику дальневосточных субъектов новых механизмов инвестирования. Это создание особых экономических зон, в том числе ориентированных на переработку полезных ископаемых, государственно-частное партнерство, налоговое стимулирование. Для реального улучшения ситуации законом должны устанавливаться льготы по налогу на прибыль применительно к новым инвестиционным проектам.
Уже сегодня в первом чтении приняты изменения в Налоговый кодекс РФ. Они предусматривают установление налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере ноля процентов. Региональная ставка налога на прибыль организаций будет обнуляться в первые пять лет реализации инвестиционного проекта, а в течение последующих пяти лет составит 10 процентов.
Также прорабатывается вопрос введения особых условий кредитования малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке и в Забайкалье. В первые три года работы предприятиям необходимо предоставить налоговые каникулы и ввести мораторий на проведение проверок органами контроля. Бояться, что льготы для новых предприятий сократят налоговые доходы, не надо. Сегодня в учетной налоговой базе этих предприятий просто нет, и никаких отчислений от них в бюджет не поступает. И никогда не будет поступать, если мы не сформируем условия для их создания и развития.
Необходимо расширение БАМа и Транссиба
Вторым шагом развития Дальнего Востока станет создание инфраструктурного каркаса. Никакие особые условия результата не дадут, если не получат дальнейшего развития транспортная и энергетическая инфраструктура региона. Ключевым для развития Дальнего Востока является проект повышения провозной способности БАМа и Транссиба. Его реализация позволит разблокировать освоение новых сырьевых проектов. Планируется обеспечить пропуск грузопотоков к 2015 году до 38 миллионов тонн в год, к 2020 году — до 54 миллионов тонн в год против сегодняшних 16 миллионов.
Расширение БАМа и Транссиба создаст предпосылки для разработки новых месторождений и реализации крупных производственных проектов Амурской области. Главные из них — проекты по освоению Гаринского и Огоджинского месторождений. Будет востребована избыточная в настоящее время электроэнергия, вырабатываемая в области. В первую очередь этот факт связан с электрификацией Байкало-Амурской магистрали, а во вторую — с созданием энергозатратных производств. Поэтому региональные планы по развитию объектов генерации в перспективе будут востребованы.
Следует также завершить обустройство и сопряжение дороги Чита — Хабаровск с опорными населенными пунктами путем строительства подъездов к ним. По программе развития Дальнего Востока и Забайкалья в Приамурье уже построены или находятся в стадии строительства девять подъездов от населенных пунктов области к автодороге «Амур». Кроме того, ведутся работы по строительству дороги Введеновка — Февральск — Экимчан, Зея — Тыгда, обхода города Свободного. Прорабатывается вопрос о строительстве моста через реку Зею в Благовещенске.
Помимо этого, планируется развитие региональной авиации. В Амурской области будет проведена реконструкция аэропортового комплекса города Зеи, поселка Экимчан, посадочных площадок в Февральске, Хвойном, Береговом, Бомнаке, Октябрьском, Свободном и Горном. Продолжается строительство второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту Благовещенска, планируется реконструкция международного терминала для увеличения пассажиропотока и повышения качества обслуживания пассажиров.
На снятие транспортных ограничений направлена разрабатываемая Федеральная программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» с продлением срока ее реализации до 2018 года.
Дальневосточники получат социальные гарантии
В законе о развитии Дальнего Востока должны быть использованы внетарифные источники на условиях проектного финансирования. Необходимо создать условия инвесторам, при которых им будет выгодно участвовать в государственно-частном партнерстве при строительстве инфраструктуры. Дальнейшее увеличение тарифов еще более обострит проблему недостаточной инвестиционной привлекательности восточных регионов России. Без этого мы не решим основную задачу — создание комфортных условий жизни для тех, кто сегодня живет на востоке России и, надеемся, будет жить здесь завтра. Для человека важно жизненное пространство: возможность получить или построить жилье, получить хорошее медицинское обслуживание, устроить ребенка в детский сад и хорошую школу, обеспечить ему гармоничное развитие. Именно такие социальные гарантии для дальневосточников должны найти отражение в разрабатываемом федеральном законе. Закрепление населения на Дальнем Востоке, изменение миграционных тенденций на положительные, повышение рождаемости во многом будут определяться и теми стимулами, которые предоставит гражданам государство.
Цифра
2 миллиона человек уехали с Дальнего Востока с 1996 по 2012 год
Возрастная категория материалов: 18+
Вопрос. Если по себестоимости, на местах строительств, обеспечим регионы наводнений лучшими в России строительными материалами,- это хорошие инвестиции???
Тогда готовы немедленно поставить ВАМ производство( 500 наименований строительных материалов, обеспечивающих Энергоэффективность будущих сооружений в 25 раз лучше. Получаем уже 4 года Цвет. оформленные 800 цветов, энергоэффективневшие здания сооружения. Приглашаем срочно на презентацию.
Наш адрес rumcpir@gmail.com С уважением Владимир Ульшин.
— Владимир Ульшин