Зайдите в музей — на одной из стен с экспозицией работ художника этот эпизод увидите… Там он дважды себя изобразил: один раз, когда тонет, второй — когда бежит по горящему скелету моста. Того и гляди, свалится: нескладный, в толстенных очках, в таких разве навоюешь?! А вот — навоевал: в первом же бою из своего миномета накрыл засаду японских смертников. Во многом благодаря его меткости батальон тот бой выиграл!

 Смотришь на даты, которыми Борис Трофимович помечал свои рисунки, — получается, что, бывало, за раз он их несколько делал… У однополчан после боя передышка, а он карандашом работает, иллюстрированную летопись войны пишет. На пожелтевшей от времени бумаге — как моменты боев, так и самые мирные бытовые сценки: вот китаянка протягивает советскому солдатику маленькую тыквочку, — что есть, от всего сердца… А вот наш Василий Теркин растянул мехи гармошечки, а рядом — китайчата, заслушались…

 На карандашных работах Бориса Трофимовича — история той быстротечной войны. Короткий, но меткий взгляд запечатлел отдельные эпизоды, мимолетные сцены. И портреты однополчан. Где они? Живы ли? Живы, коль скоро остались в памяти и на рисунках Бориса Трофимовича. Есть и сюжет из явно солдатского фольклора: на одном из рисунков японский офицер протягивает нашему офицеру саблю, на клинке которой будто надпись: «Отдать победителю». Не было таких надписей, как утверждают историки, да и факт подобной церемонии маловероятен, — но зато как символично!

 Творчество Горлача ждет своего скрупулезного и вдумчивого исследователя, человека, который сможет изложить его творческую и человеческую биографию, в которую войдут и воспоминания его современников, и его дневники и, конечно, репродукции его работ.

 А пока их можно (нужно!) увидеть в краеведческом музее.  Вы уж отложите дела, посмотрите… 

Возрастная категория материалов: 18+