Об особенностях наступившего учебного года и о том, что ждет учителей, в интервью АП рассказала министр образования и науки Амурской области Марина Селюч.
— Приамурье переживает большую трагедию — наводнение. Как система образования области выдержала эту беду?
— На систему образования объявленная ЧС возложила одну из самых больших нагрузок — все эвакуированные жители затопленных территорий жили в ПВРах на базе образовательных учреждений. Все наши школы были подготовлены к учебному году и ждали детей, но тем не менее они быстро приняли и разместили пострадавших. В школах есть свои столовые, мягкий инвентарь, поэтому задачу расселения людей мы выполнили. Перед 1 сентября в школьных зданиях быстро провели косметические ремонты и начали учебный год. Сейчас остается большой ПВР на базе Амурского педколледжа, где живут люди из Благовещенского района. На базе нашего оздоровительного лагеря «Колосок» живут и учатся дети из пострадавших территорий, они будут там оставаться, сколько потребуется. И еще один объект — Константиновская санаторная школа, которая взяла на себя функции пункта длительного размещения жителей своего района. На работе в ПВРах был занят весь персонал, особо хочу сказать о школьных поварах, уборщицах помещений, в летний период на их плечи легла огромная нагрузка, но никто не роптал, они достойно выполняли всю работу.
Учебный год мы начали вовремя, но детали прорабатывали в течение 20 дней сентября. В связи с ЧС нам пришлось пересматривать школьные маршруты, ведь в большинстве населенных пунктов дороги оказались размыты. Правительство области выделило нам дополнительные 17 миллионов рублей, и мы купили еще 11 школьных автобусов. Направили их именно в те школы, где был затруднен подвоз детей.
— В области приняли учеников пока не все школы?
— От наводнения серьезно пострадали две школы в Архаринском районе — в селах Касаткине и Северном. Сейчас там идут ремонты, а дети живут и обучаются в оздоровительных лагерях области. Министерство образования продолжает принимать гуманитарную помощь — буквально сегодня разгрузили три КамАЗа продуктов и вещей, которые направим в наши образовательные организации. Получаем стройматериалы, продукты питания, канцтовары. Продукты идут в лагеря, где находятся дети, — в «Колосок», «Белые горы». Это не свойственная для министерства функция, но очень нужная.
Область получила деньги на трудоустройство жителей подтопленных территорий, и мы активно работаем по устройству наших учителей, педагогического состава и детей, которым исполнилось 14 лет, которые будут работать в населенных пунктах на благоустройстве и ремонте своих домов, домов престарелых людей, инвалидов и ветеранов. И в целом на благоустройстве сел, чтобы до зимы можно было навести порядок.
Средства, которые были выделены на модернизацию образования, к началу учебного года мы освоили. Обеспечили школы бесплатными учебниками, закупили в общей сложности 55 школьных автобусов, провели капитальных ремонтов школ более чем на 100 миллионов рублей, текущие ремонты закончили, все лето занимались повышением квалификации педагогов. Учебный год начали активно, несмотря на ЧС.
— С 1 сентября вступил в силу новый закон об образовании, что изменилось в сфере, которой вы руководите?
— Самое главное — мы готовимся к формированию бюджета-2014 уже по новому нормативу финансового обеспечения госгарантий на получение дошкольного, основного, среднего и дополнительного образования детей в Амурской области. Новый закон дает ряд преимуществ. Одно из них — существенное для нас: с 1 января не будет нормативно-подушевого финансирования для сельских школ. Для нас это важно, потому что область в основном сельская. Теперь финансирование школы и труда учителя на селе не будет зависеть от того, сколько детей сидит в классе. Для городов этот норматив остается.
Закон дает больше свободы в распределении средств образовательным организациям, на что их потратить, будет решать управляющий совет школы с привлечением родителей. Если исходить из закона и решения школьных задач, которые стоят перед нами на будущий год, то мы должны еще более тесно сотрудничать с родительским сообществом. Роль родителя законом расширена, он становится полноправным участником всего образовательного процесса. Школьная система должна быть прозрачной для мам и пап. Родитель является заказчиком образования ребенка, и он должен знать, что происходит в образовательном учреждении. Мы переходим от государственного управления школой к общественно-государственному.
— Если говорить о роли и статусе школьного учителя, они отражены в новом законе?
— Ключевая роль в образовательном процессе по-прежнему принадлежит учителю, и в законе это четко прописано. Зарплата учителя должна быть не меньше средней зарплаты по экономике субъекта. Еще одно новшество — молодой педагог имеет право внеочередного получения жилья, чего раньше не было. Если раньше государство гарантировало педагогу повышение квалификации раз в пять лет, то по новому закону — раз в три года. Это тоже расширение полномочий. Так что роль учителя в школе закон ни в коем случае не умаляет.
— Что еще нового ждет учителей в этом году?
— В декабре 2013 года у нас будет принят новый профессиональный стандарт педагога, формулирующий, что учитель должен знать, уметь и каким требованиям соответствовать. Моя точка зрения — такой стандарт необходим для педагогического образования, ведь мы должны готовить молодых педагогов, которые будут работать в современных изменившихся условиях. И второй момент — сегодня поменялась концепция, учитель — это не урокодатель, а тот человек, который научит ребенка заниматься самообразованием всю жизнь.
— Марина Григорьевна, что вы пожелаете амурским педагогам в профессиональный праздник?
— Уважаемые коллеги, прежде всего хочется пожелать вам творчества. Без творчества не бывает ни хороших результатов, ни оптимизма, с которым человек идет на работу. Желаю вам быть верными своему призванию, понимать, что люди вокруг нас сегодня очень разные и родители сегодня разные. Но если мы выбрали эту самую человечную профессию на земле, мы должны помнить: насколько эффективно мы сможем построить отношения с родителями, настолько успешно у нас в дальнейшем будет развиваться ребенок. Только от учителя зависит комфортность пребывания ребенка в школе.
Условия созданы, в школах сегодня много компьютерной техники, бесплатные учебники, у нас есть все, чтобы давать качественные знания. Поэтому — творчества, терпения и хороших результатов!
Возрастная категория материалов: 18+
Очень интересно читать про освоенные 100 миллионов рублей из федерального бюджета, которые уже потрачены на ремонт школ, и тот в свою очередь якобы уже произведён
Уже более месяца в школе посёлка Кундур (зданию которой уже 50 лет, вторую половина из которых до сих пор здание живёт без капитального ремонта) пытаются поменять крышу. Но по словам директора школы не могут поменять балки, так как их просто нет. Как нет и денег, которые так необходимы школе. В данный момент в школе продолжается учебный процесс, но совмещать и ремонт и обучение не получается — в здании школы очень холодно, даже уроки приходится сокращать.
А ведь ещё в начале года М.Г. здесь же давала интервью (http://www.ampravda.ru/2013/02/26/037788.html), где говорила: «в первую очередь ремонт ждет те учреждения образования, которые находятся в аварийном состоянии».
А ведь Кундур — это только капля в море, в области есть и другие школы, которые находятся в аварийном состоянии и ждут и верят, что министр образования сможет помочь не только на словах. Вот только мало, что меняется, и лично мне не особо верится, что при нынешнем руководстве министерства произойдут какие-то значительные улучшения в плане «создания современных условий обучения детей и доступного образования».
Про школу посёлка Кундур:
http://www.amur.info/news/2013/11/13/28.html
http://forum.amur.info/viewtopic.html?id=97153&p=1
— Антон-83Марина Григорьевна говорит о школе с. Касаткино... Помнит, значит, что есть такая. Тем не менее, прилетав в Касаткино во время ЧС ни в школу ни в детсадик она не зашла. А мы ждали её... Нам ничего от неё не надо было, всего лишь тёплых слов участия. Не дождались.... Как и тёплых слов от представителя Министерства Клоповой, которая на празднике, посвящённом Дню учителя в Архаре, даже не упомянула о педагогах Касаткино.Как будто нас вообще не существует. Как, впрочем, и о педагогах с. Северное. Такого унижения от Министерства мы не ожидали. СПАСИБО РОДНОМУ МИНИСТЕРСТВУ ОТ ВСЕХ СОТРУДНИКОВ ШКОЛЫ с. КАСАТКИНО!!!!
— kasatka