• Холодный день в Пекине, 2010 г. Художник Владимир Хрустов, Хабаровск.
  • Портрет отца Ефима, 2010—2011 гг. Художник Алексей Авдеев, Хабаровск.
  • Морозное утро в селе Дальневосточном, 2013 г. Художник Владимир Листровой, Лесозаводск.

Энтузиасты объединяются, задумывают арт-проекты и на собственные средства, буквально в складчину, устраивают выставки собственных картин, перевозят их из города в город и арендуют выставочные залы.

Выставка «Грани реализма», которая разместилась в двух залах Амурского областного краеведческого музея, демонстрирует творчество семи художников, двое из них благовещенцы — Олег Гулевич и Евгений Зверев. Остальные пятеро представляют Приморье и Хабаровск. На выставке собраны работы, написанные в традициях русского классического реализма.

— Такие выставки для художников — процесс творческого общения и возможность отчитаться о проделанной работе, — рассказывает один из участников передвижной выставки, член Союза художников России Олег Гулевич. — Первая передвижная выставка получилась так: два года назад в Благовещенске мы провели выставку и отвезли картины в Биробиджан, там к нам подключились местные художники, затем мы договорились, что везем выставку дальше в Комсомольск и Хабаровск, и по мере движения к нам присоединялись знакомые художники из этих городов. Когда мы вернулись в Благовещенск, здесь проходила международная ярмарка, и с помощью нашего министерства культуры удалось договориться, чтобы повезти эту выставку в Харбин.

Таким образом, арт-проект принял международный характер. А после того как выставка «передвинулась» в Китай, к российским живописцам стали охотно присоединяться их китайские коллеги.

Через год дальневосточные передвижники придумали и реализовали еще один проект под названием «Белая выставка» — экспозицию составили их картины с зимних пленэров. Идея так всем понравилась, что «Белую выставку» решили повторить в 2013 году, к ней‑то и присоединились китайские живописцы, вторая «Белая выставка» стала в полном смысле международной. Потом художники провели «Пленэр без границ». Самое свежее достижение — экспозиция «Грани реализма», которую сейчас можно увидеть в амурском музее. Она началась весной в Находке, уже посетила ряд городов, а у нас она будет экспонироваться до конца декабря. В январе-феврале эту выставку увидят хабаровчане.

Все участники «Граней реализма» — профессиональные художники, трое из них — Виталий Лаханский, Александр Ткаченко и Владимир Хрустов — являются заслуженными художниками РФ.

Радостные и светлые картины Виталия Лаханского из Находки переносят нас то на берега Тихого океана, то в среднерусский город Суздаль, то в итальянскую Венецию. Художник работает в разных жанрах — на выставке есть и его морские пейзажи, и натюрморты. Уссурийский художник Александр Ткаченко отдает предпочтение индустриальному пейзажу, он поэтизирует на своих холстах труд рыбаков, создавая картины под названием «Рыбозавод Шикотана», «Рыбозавод Зарубино». Сельские пейзажи Владимира Листрового из приморского Лесозаводска романтизируют российскую деревню, они написаны в мажорных кустодиевских тонах, от них трудно оторвать взгляд.

Хабаровчанин Владимир Хрустов — неутомимый путешественник с этюдником, сами за себя говорят названия его картин: «Испанские улицы», «Спас на крови. Санкт-Петербург», «Холодный день в Пекине», «Долина Гончжоу. Южная Корея». Еще один хабаровский художник — Александр Авдеев — самый молодой в этой компании. Дальневосточные пейзажи из‑под его кисти открываются новыми гранями.

Излюбленное место современных передвижников — академическая дача имени Репина — также оставило след в их творчестве. Там созданы все условия для работы и общения художников, для зарождения новых арт-проектов.

— У меня в основном натурные работы, — рассказывает о своей творческой манере амурский художник Олег Гулевич. — Сегодня художники работают кому как удобнее. Кто‑то может писать в мастерской, используя компьютер, кто‑то пишет со слайдов — один глаз смотрит на слайд, второй — на холст. Я же предпочитаю писать с натуры. Для меня это легче, меня так учили. Во-первых, дорого первое впечатление — это как влюбиться. Увидел, почувствовал — и сразу с натуры пишешь. Писать в мастерской по памяти — это уже не свежий продукт, это консервы. Природа — самый лучший учитель художника, она очень гармонично смешивает цвета, из головы такое не придумаешь.

В планах современных передвижников — совместная поездка весной на пленэр на Алтай, затем — на Репинскую дачу. А потом, по итогам этих путешествий, будет повод подумать о новой выставке.

***

Олег Гулевич: «Предпочитаю писать с натуры. Для меня это легче, меня так учили. Во-первых, дорого первое впечатление — это как влюбиться. Увидел, почувствовал — и сразу с натуры пишешь. Писать в мастерской по памяти — это уже не свежий продукт, это консервы».

200 работ художников из Приморья, Хабаровского края и Приамурья экспонируются на передвижной выставке в музее. Выставка продлится до конца декабря.