Во двор московской школы ребята несут цветы и свечи в память об учителе.Во двор московской школы ребята несут цветы и свечи в память об учителе.

Первое, что сделала Людмила Михайловна, — взяла себя в руки. «Спасибо, — осторожно сказала она. — Пожалуйста, повесьте ее за ремень на угол школьной доски, мы потом посмотрим. А теперь извините, но нам нужно продолжать урок». Мужчина оставил шашку, развернулся и вышел.

Мастер-класс с холодным оружием

Этот случай произошел в одной из благовещенских школ несколько лет назад, и учитель начальных классов Людмила Сергиенко до сих пор вспоминает о нем с содроганием. «Конечно, я испугалась, во‑первых, это было неожиданно, — говорит педагог. — Во-вторых, человек с холодным оружием заходит в класс, где сидят 30 детей, и я несу за них ответственность. Я же не знаю, что у него на уме. Но я постаралась говорить с ним как можно спокойнее, чтобы не спровоцировать на резкость и чтобы не испугать детей. Думаю, мне удалось не показать им свою тревогу».

Учитель доложила о ситуации директору школы, шашку забрали и спрятали в сейф. Но самое интересное началось дальше. В кабинет Людмилы Сергиенко примчался разгневанный охранник.

— Вы не должны были вешать шашку на всеобщее обозрение, по технике безопасности вы должны были бросить ее под стол! — кричал мужчина, пропустивший в школу вооруженного родителя. — Вы не умеете обращаться с холодным оружием!

В том же, что именно по его вине оружие проникло в класс, охранник снова упрекнул учительницу: «Почему у ваших учеников такие нахальные родители? Он мне нахамил и прорвался!»

— Я верю, что этот папа мог нагрубить охраннику, — продолжает Людмила Михайловна. — На тот момент родители моего ученика разводились, по словам жены, мужчина вел себя неадекватно и даже употреблял наркотики. Возможно, и в школу он пришел под их воздействием, чтобы увидеться с ребенком. Как должен был отреагировать охранник — нажимать «тревожную кнопку» или лично задерживать, я не знаю. К сожалению, его реакцию я увидела только после инцидента.

Сейчас, по словам Людмилы Сергиенко, ситуация изменилась, охрана стала работать ответственнее. Родители постоянно жалуются, что мимо дежурного пройти невозможно. Если ребенок что‑то забыл дома — сменку или лыжи, и мама с папой привезли их, то учителю приходится самому спускаться в фойе, чтобы забрать вещи или лично встречать родителей.

Детей должны охранять профессионалы

Сегодня охраной школ занимаются частные охранные предприятия. По мнению директора благовещенской гимназии № 1 Галины Крицкой, это должны делать профессионалы, чтобы исключить ситуации, подобные трагедии в московской школе.

— Далеко ходить не будем — возьмем Китай, — говорит Галина Александровна. — Там школы охраняет министерство внутренних дел, полиция. Попробуйте проникнуть в китайский детский сад или школу — да вы ни за что туда не зайдете. Мы увидели это, когда ездили в соседнюю страну по обмену опытом. У нас же родители очень сложные, их остановить невозможно. Они заходят в школу и документы не предъявляют. Они порой охранника за человека не считают, даже такие проблемы есть: «Я к своему ребенку пришел, и все». А охранник — он даже не полицейский, что он может сделать?

Директор гимназии подтверждает, что для охраны школ сегодня делается многое. Есть кнопка тревожной сигнализации, после нажатия на которую наряд приезжает в течение двух-трех минут. Есть прямая связь с пунктом пожарной охраны, установлены видеокамеры. Но работать в этом направлении нужно дальше, убеждена директор. «Пусть ЧОПы охраняют магазины и все что угодно, но детей должны охранять профессионалы, ведь дети — это самое ценное, что у нас есть», — говорит она.

Вторая проблема, которую выявила стрельба в московской школе, — незащищенность учителя.

— Надо продумывать систему защиты педагога, потому что это самый бесправный человек в школе, — признает Галина Крицкая. — Если, к примеру, на уроке ученик оскорбил учителя или нецензурно выразился, что может учитель? Только сказать, что это неправильно. Ни наказать, ни отчислить из школы за такие проступки мы не можем. Родитель сегодня вправе выбрать школу, класс и даже учителя. А учитель не может выбирать себе учеников. Даже если он не хочет с кем‑то работать, у него нет права отказаться. Как защитить учителя? Вопрос хороший, но ответа я не знаю. Это тема для большого серьезного обсуждения на государственном уровне.

Ребенок привык, что папа и мама все разрулят

Почему благополучный юноша-отличник совершил такое ужасное преступление, убил своего учителя и полицейского, оставил сиротами детей и сломал себе жизнь? Неужели причина — только в четверке по географии?

Все проблемы ребенка идут из семьи, убеждена психолог-практик Светлана Калугина.

И наверняка были предварительные звоночки, показывающие, что подросток неуравновешенный, что он способен совершить преступление. Но взрослые их пропустили.

— Родители, особенно занимающие ответственные должности на госслужбе или в бизнесе, заняты карьерой, у них нет времени на общение с детьми, — говорит Светлана Калугина. — И получается, что школа, секции и кружки детей учат, а воспитывают их телевизор и компьютер, фильмы, видео и игры. Вы обратите внимание на действия юного москвича: это было не спонтанное решение, он четко знал последовательность действий. Взять ружье, прийти в школу, выстрелить в учителя, проверить, вторым выстрелом довершить начатое. Взять в заложники класс. Выстрелить в полицейского. Боевики и видео-игры уже настолько навязали сценарий, что у мальчика не было сомнений, как действовать.

Единственное, о чем не подумал московский стрелок, — это о последствиях. Но, по мнению психолога, это характерно для подростков.

Второй момент, на который обращает внимание психолог-практик — ощущение безнаказанности. У десятиклассника не было сформировано чувство ответственности за свои поступки. «Это обычно свойственно детям высокопоставленных родителей, легко решающих все проблемы, в том числе и детские, — отмечает Светлана Калугина. — То есть ребенок привык, что папа и мама все разрулят и ему не придется решать проблемы, что бы он ни натворил».

Кроме того, видна завышенная требовательность к сыну со стороны родителей. Когда каждый день требуют отличной учебы, чтобы получить золотую медаль и набрать 100 баллов на ЕГЭ по всем предметам, детская психика может надломиться. Диагноз поставят специалисты, но даже неспециалистам видно, что личностная деформация присутствует.

«Все нормально» — это плохой симптом

Какой вывод извлечь из ситуации? Как не пропустить родителям тревожные звоночки? В первую очередь близкие должны ежедневно интересоваться, как прошел день у их чада. Если слышите в ответ одно слово «нормально» — это самый страшный симптом. Это не значит, что все хорошо. Это надо понимать как нежелание делиться с вами ни проблемами, ни радостями.

— Услышали «нормально» — срочно меняйте тактику, — советует психолог. — Ставить ребенка к стенке и допрашивать — не метод. Надо доверительно рассказать о своих делах, о рабочих или житейских проблемах, посоветоваться — а как бы подросток поступил на вашем месте? Возможно, он раскроется и разговорится не с первого раза. Все равно беседуйте и делитесь. Главное — чтобы ребенок почувствовал, что ваш интерес к его проблемам искренний.