— Сколько раз мне друзья предлагали открыть тренажерный зал, но как только просчитаем все расходы — отказываются, говорят, выгоднее магазин или киоск поставить, — рассказывает спортсмен, директор тренажерного зала «Гладиатор» Сергей Кокорев. Он уверен: бизнес из спорта — дело неприбыльное и держатся в нем только энтузиасты.
1200
рублей в среднем стоит абонемент в тренажерный зал в Благовещенске
Найти среди руководителей спортивных заведений Благовещенска экономиста или бизнесмена, решившего инвестировать деньги в фитнес-центр в первую очередь для получения прибыли, на самом деле нереальная задача. Абсолютное большинство директоров — бывшие спортсмены, решившие зарабатывать на своем увлечении. Однако удается это далеко не всем.
—Только на первый взгляд кажется, что открыть спортивный клуб несложно, — комментирует руководитель спортивно-оздоровительного комплекса «Колизей» Анатолий Фесенко. — На самом деле на это потребуется несколько миллионов рублей.
Первая статья расхода — помещение. Минимальная площадь, на которой можно разместить тренажеры или устроить групповое спортивное занятие — 70 квадратных метров. Стоимость аренды в Благовещенске — от трехсот до тысячи рублей за квадрат в месяц.
— Зачастую тренажерные залы располагаются в подвалах. Это не случайно, ведь такая площадь наименее востребована у арендаторов, — отмечает Сергей Кокорев. — Но выгода для владельца спортивного заведения оборачивается проблемами для клиентов.
31
тренажерный зал работает в Благовещенске, согласно городской справке
Дело в том, что требования к вентиляции в спортзалах жестче, чем в обычных помещениях. Приток воздуха должен быть более интенсивным. Но на модернизацию системы вентиляции требуется большая сумма денег, вкладывать которую бизнесмены, как правило, не готовы. В итоге во время занятий клиентам зачастую становится душно.
— А смысл мне деньги тратить, если из этого подвала в любой момент выкинуть могут? — разводит руками бывший владелец качалки, расположенной на цокольном этаже. — Завтра собственник помещения найдет более выгодного арендатора, и мы окажемся на улице. В этом плане тренажерные залы неконкурентоспособны — аренда с каждым годом все растет, а цены на абонементы не поднимаются. Поэтому, если хозяин подвала решает поднять стоимость, тренажерному залу приходится искать новое помещение, иначе бизнес будет нерентабельным, он уйдет в минус.
30
организаций предлагает услуги фитнеса, групповые занятия в Благовещенске
Поэтому зачастую тренажерки-долгожители — те, где владельцу принадлежит все здание. «Если у тебя в собственности есть подвал, открыть качалку зачастую выгоднее, чем просто сдавать квадраты. Арендаторы в цоколе меняются часто, а если потратишься на оборудование зала — получишь пусть небольшой, но стабильный доход. Например, у меня из-за расходов на помещение, зарплату, коммуналку и остальное в месяц оставалось 10 тысяч чистой прибыли, — откровенно признается бывший директор. — Вот и пришлось закрывать зал. Было бы свое помещение — остался.
Не навреди клиентам
Еще две весомые статьи расхода — тренажеры и полы.
— Пол в спортзале должен быть сертифицирован, отвечать требованиям безопасности и иметь определенную степень амортизации. Есть специальная технология: сначала кладется резина, затем лаги, потом, если полы деревянные, — дерево. Либо профессиональное покрытие, — объясняет Анатолий Фесенко. — Стоимость квадратного метра такого пола — 150—200 долларов. Думаете, во многих тренажерных залах соблюдается это требование? Контролировать ведь, по сути, некому, а если заниматься на обычном полу, через полгода у занимающихся начнутся проблемы со стопами, коленями, позвоночником.
Вредными для здоровья посетителей могут оказаться не только полы, но и оборудование.
— Хороший тренажер стоит от пяти до десяти тысяч долларов. Чтобы оборудовать зал, их нужно не менее десяти, — продолжает Анатолий Фесенко. — А дешевые тренажеры можно купить и за 25 тысяч рублей, вот только польза от них будет сомнительная. Да и срок службы разнится: первые работают до десяти лет, вторые — до трех.
Летом поток клиентов снижается процентов на 50—70, следующий спад в декабре и январе. Зарабатывают фитнес-клубы около полугода, вторая половина проходит на грани рентабельности.
Если добавить к этому траты на гантели, другой спортивный инвентарь, оборудование душевых, раздевалок, системы вентиляции, в общей сложности средний фитнес-клуб с четырьмя залами — тренажерным, танцевальным и парочкой аэробных — обойдется добросовестному бизнесмену примерно в десять миллионов. Понятно, что такими средствами большинство потенциальных владельцев спортклубов не обладает. Как правило, средняя «качалка» обходится инвестору до миллиона рублей.
Ну а поскольку экономия бьет прежде всего по клиентам, те не задерживаются в одном зале надолго: по наблюдению владельцев тренажерных залов, постоянными клиентами становятся только 10 процентов посетителей. Остальные кочуют из одного зала в другой в поисках более выгодных условий и видимых результатов.
Спортивные категории
— Чтобы успешно работать на рынке спортуслуг, необходимо четко осознавать, на какую категорию клиентов вы работаете, — комментирует управляющая клубом «Броско-фитнес» Светлана Перова. — Есть клубы премиум класса, есть тренажерные залы и есть многофункциональные спортклубы для среднего класса.
Первыми в городе появились именно «качалки». На сегодня, по мнению предпринимателей, эта ниша забита очень плотно.
— Сейчас, если и открываются новые залы, это, скорее, переехал кто-то из уже существующих «тренажерок», — убежден владелец «Гладиатора». — Сегодня залы работают по всему городу, дефицита этих услуг нет.
Большинство таких залов что по оснащенности, что по уровню профессионализма тренеров находятся на одном уровне. Недорогие тренажеры и наставники из числа бывших бодибилдеров или просто любителей (зачастую не имеющие профессионального спортивного образования) не оставляют повода «зацепиться» клиентам в определенном клубе. В итоге главным критерием выбора становится цена. Как показывает практика, большинство благовещенцев в основном не готовы платить за месячный абонемент больше полутора тысяч рублей. Поэтому средний ценник в таких тренажерках — 1 200 рублей.
25
процентов — средняя рентабельность фитнес-бизнеса в амурской столице
Для тех, кому доходы позволяют желать от спортивных клубов большего, в городе есть два заведения премиум-класса. Первый — «Колизей» — открылся почти десять лет назад. И долгое время был монополистом на рынке. С мая прошлого года конкуренцию ему составляет «Платинум фитнес» — еще один клуб, рассчитанный на состоятельных клиентов.
Сможет ли на этот рынок втиснуться еще один дорогой центр, неизвестно. Но, поскольку «Колизей» уже не первый год пытается добиться земли от городской администрации для расширения своего центра, неохваченные спортом состоятельные благовещенцы, видимо, в городе еще остались.
В зале только девушки
Третья категория спортклубов, которая пришла к нам последней, но сейчас активно продолжает развиваться, — многофункциональные центры. Их целевая аудитория — женщины.
— Благовещенские мужчины консервативны, они практически всегда выбирают для занятий спортом тренажерный зал. На западе России, да и в том же Хабаровске можно встретить на занятиях йогой или пилатесом представителей сильного пола, — рассказывает Светлана Перова. — У нас же я встречала только одного молодого человека, который занимался степ-аэробикой. Поэтому у нас многофункциональные центры рассчитаны в первую очередь на женщин.
Значительная часть комплексных спортцентров открывается по франшизе. Их особенность — заплатив за абонемент, клиент может посетить групповое занятие, тренажерный зал, а затем, например, расслабиться в сауне или на массаже.
— Конечно, занятия аэробикой и шейпингом проходят в Благовещенске уже не один десяток лет, — отмечает руководитель «Броско-фитнеса». — Но в последние годы требования к таким заведениям начали повышаться. Людям уже недостаточно простого зала с зеркалами. Клиенты пойдут туда, где есть удобные душевые, просторные раздевалки и максимальный спектр услуг.
Именно поэтому комплексные фитнес-клубы — наиболее востребованные сегодня на спортивном рынке. Кстати, по мнению владельцев такого бизнеса, назвать эту нишу полностью забитой нельзя. Самым вакантным в этом плане является микрорайон Благовещенска.
2,5
процента россиян занимаются фитнесом. В Америке этот показатель — 7—10 %
— Среди женщин также выделяются целевые аудитории. Первая — девушки до 25 лет. В большинстве их интересуют жиросжигающие тренировки. Это танцы, активные аэробные программы, — делится профессиональными секретами Светлана Перова. — Вторая группа — от 25 до 35 лет, в основном это мамы после декрета или деловые женщины. Здесь особенность — нехватка времени, для них лучше всего подходят комбинированные занятия — силовая и аэробная нагрузка. Третья категория — женщины от 35 лет. Как правило, у них уже есть определенные проблемы со здоровьем, зачастую со спиной, их в первую очередь интересуют оздоровительные программы — пилатес, йога.
Минусы спортивного бизнеса
Основные сложности для этого вида предпринимательства традиционные — сезонность и долгая окупаемость.
— Летом поток клиентов снижается процентов на 50—70, в декабре и январе — тоже спад. По сути, фитнес-клубы работают около полугода, вторая половина проходит на грани рентабельности. Поэтому важно накопить к лету финансовую подушку, иначе мертвый сезон можно не пережить, — говорит бизнесвумен. — Кроме того, у клиентов есть свои сроки. В среднем в фитнес-клубы ходят от шести до девяти месяцев, таких клиентов около 40 процентов. Постоянных, которые занимаются годами, мало, — может, один из десяти. Половина же тех, кто приходит, остается на два-три занятия.
При этом комплексные клубы стараются не поднимать цену за абонемент выше двух тысяч — большинство благовещенских женщин не готовы тратить на спортивные занятия больше. Поэтому и средний срок окупаемости у фитнес-центров 7—10 лет.
— Мы бы и рады уменьшить стоимость, но цены на аренду и другие расходы просто не позволяются этого сделать, — комментирует управляющая «Броско-фитнесом». — Кстати, если сравнивать с городами в центральной части России, там стоимость месячных абонементов меньше примерно на треть. Средняя цена — 1200—1500 рублей, наверное, опять же из-за цены на помещения. Благовещенские клубы себе такого позволить не могут: иначе мы не можем даже покрыть расходы.
МНЕНИЕ
Анатолий Фесенко, руководитель спортивно-оздоровительного комплекса «Колизей»:
— К сожалению, большинство фитнес-клубов, я уже не говорю о простых тренажерных залах, не проводит медобследования своих клиентов перед тем, как приступить к тренировкам. В итоге вместо пользы от тренировок человек получает осложнения. Особенно это актуально для тех, у кого есть проблемы с сердечно-сосудистой системой, опорно-двигательным аппаратом. Например, женщина приходит похудеть, у нее при росте 170 сантиметров вес около ста килограммов. Идти на групповое танцевальное занятие ей нельзя — убьет колени! Нагрузку нужно вводить постепенно. Но учесть все моменты без медицинского работника в клубе невозможно.
Непарные танцы
— Вообще на Западе традиционные виды любительского спорта — занятия в тренажерном зале, аэробика теряют популярность. Сейчас идет бум йоги, существует очень много направлений. Одно из последних — антигравити йога, где люди занимаются на специальных подвесных батутах, — комментирует управляющая «Броско-фитнесом» Светлана Перова. — В Благовещенске йога также представлена, но не настолько.
Модное направление — занятия на TRX-петлях. Это подвесные сооружения, похожи на гимнастические кольца, но у них немного другой принцип работы. Такой вид тренировок пришел из американского спецназа, там занимаются по такой системе. В нашем городе такие тренировки появились совсем недавно.
Еще одна особенность Благовещенска — у нас практически нет желающих заниматься парными танцами. В том же Хабаровске, я уже не говорю о западной части России, парных танцоров намного больше — сальса, танго очень популярные занятия. У нас подобных групп практически нет.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии