• Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев

Тем не менее ее залы не пустуют — кто приходит окунуться в их тишину, какие книги сейчас в топе популярности у молодежи, кто такие звезды книжного сыска, кому читатели звонят из моря и почему работа в библиотеке эффективнее занятий в спортивном зале — читайте в этом материале.

Библиотека встречает особенной тишиной, от которой шаги по лестнице кажутся еще более гулкими. На стойке регистрации, заплатив 20 рублей, я становлюсь владелицей читательского билета  — точно такого же, как и пять лет назад,и полноправным читателем. Здесь же, на стойке, от главного библиотекаря отдела информационных технологий, учета и контроля Зои Гаврушенко узнаю главные новости: в прошлом году на третьем этаже библиотеки появился новый читальный зал — краеведения и редкой книги, а отдел абонемента стал называться отделом книги и чтения и переехал  в меньшее помещение. За этой стойкой Зоя Григорьевна работает уже 20 лет. Перед ее глазами прошли десятки тысяч читателей, и она помнит времена, когда в залах было куда многолюднее.

Статистика посещений сайта библиотеки растет прямо пропорционально сокращению числа «живых» читателей. На нем есть электронные каталоги всех фондов, информация о выставках, лекциях, презентациях и других мероприятиях. 

В середине 90-х в библиотеке начался читательский бум — с самого утра у входа толпились жаждущие знаний студенты. В то время у сотрудников появилась поговорка — «закрываем дверь на лопату», и в середине дня они, не шутя, перекрывали вход в библиотеку, потому что она была переполнена — в залы одновременно набивалось до 400 человек. Люди сидели на подоконниках, стояли в очередях в читальные залы.

— В последнее время резко снижается поток посетителей. Притоку свежих читателей мешают новые технологии. У всех есть дома интернет, и  никто не хочет никуда ходить, — сокрушается Зоя Григорьевна. — Уже в школе у детей электронные книги. Я понимаю, что нужно приучаться к технике, но не надо забывать книгу. Сейчас мы уже студентов заново учим понимать, что такое книга и как с ней работать.

Основной поток посетителей по-прежнему идет в абонемент и общий читальный зал. Главные читатели библиотеки — студенты и пенсионеры, а вот специалисты с высшим образованием и даже педагоги стали заглядывать в эти залы значительно реже. Но и студенты стали уже не те, сетует Зоя Григорьевна, и вспоминает, как в прошлом году ей пришлось рассказывать студентам истфила БГПУ о происхождении праздника 7 ноября. 

400

человек одновременно сидели в залах библиотеки в середине 1990-х

Количество читателей сократилось в разы буквально за последние пять лет. Она открывает наугад один из старых журналов регистрации. Декабрь 2009 года: библиотеку посетили 447 человек, из них 153 специалиста с высшим образованием. В декабре прошлого года читателей уже было 140, и всего 46 специалистов. С такой неутешительной тенденцией выполнять ежегодные планы посещения и записи читателей, от которых напрямую зависит зарплата сотрудников, становится все сложнее — правда, помогает сайт, статистика посещений которого растет прямо пропорционально сокращению числа «живых» читателей. На сайте библиотеки есть электронные каталоги всех фондов, информация о выставках, лекциях, презентациях и других мероприятиях. По словам директора библиотеки Натальи Долгорук, в прошлом году число посетивших ее залы читателей и пользователей сайта сравнялось — в общей сложности услугами учреждения в 2013 году воспользовались 27 тысяч человек, общее число посещения перевалило за 200 тысяч. На конец апреля читателей было 2148, посещений — 19 400.

 —Да, у нас сейчас нет читальных залов, где сидела бы масса людей. И читатель меняется, и мы, к сожалению, не всегда успеваем поддерживать все эти изменения — мы бюджетная организация, — объясняет директор библиотеки Наталья Долгорук. — Но сейчас растет просветительская, образовательная функция библиотеки — мы проводим мероприятия по нравственному воспитанию, патриотического характера. И такие мероприятия, как «Библионочь», позволяют нам раскрыть наши сокровищницы перед жителями города, показать львиную долю нашей работы, которая остается невидимой для всех. Опыт прошлой «Библионочи» был очень позитивным — на экскурсиях у нас был аншлаг, многие из тех, кто посетил мероприятие, вернулись к нам потом как читатели.

Звезды книжного сыска 

 — Отдел основного хранения — это режимный объект. Посторонних мы сюда пускаем только на экскурсию в рамках «библионочи», — говорит директор библиотеки.

Здесь — на цокольном и подвальном этажах — под всей библиотекой находится основное хранилище с более чем 250 тысячами книг, площадью 780 «квадратов». И здесь  трудятся те самые невидимые добрые феи, готовые по первому требованию разыскать для посетителя читального зала  необходимую книгу. И если раньше читателей ограничивали пятью документами за раз, то сейчас попросить можно все и сразу. Так что работы у сотрудниц отдела прибавилось. Постоянных читателей здесь знают хоть и не в лицо, но по именам и пристрастиям.

 — Мы здесь постоянно носимся — видите, какие стройные, — смеются библиотекари, которые ежедневно переносят десятки килограммов книг. По их словам, поиск книги занимает обычно одну минуту, три минуты понадобится, чтобы найти книжку, стоящую в подвальном отсеке хранилища. На полках здесь царит идеальный порядок, хотя, конечно, случаются «заставочки», как их здесь называют, — когда кто-то ненароком поставит книгу не на свое место. «Тогда ищем всем отделом», — улыбается главный библиотекарь отдела Елена Дьячкова. 

Под всей библиотекой находится основное хранилище с более чем 250 тысячами книг, площадью 780 «квадратов».

Но бывают случаи, когда требуемую книгу невозможно найти ни за одну, ни за три минуты по той причине, что ее в библиотеке просто нет. Тогда в работу включается отдел межбиблиотечного абонемента, который ищет нужный документ по библиотекам всей страны. Если читатель готов заплатить за доставку, то ему пришлют книгу хоть из Сыктывкара.

С 1975 года, когда библиотека переехала в это здание, единственной серьезной угрозой для книгохранилища стало прошлогоднее наводнение, во время которого «хранительницы» неделю ночевали в библиотеке — боялись, что подвал затопит.

 — Библиотека БГПУ и детская областная утонули: из стен и из-под земли пошла вода. Мы тоже очень волновались — эвакуировали самое ценное наверх, а сами каждые 15 минут бегали проверять — не пошла ли вода, — вспоминает заведующая  отделом Галина Балюк.

«Продлите книгу — я в море»

— У нас сейчас происходит синтез библиотечной работы и публичной деятельности. Мы постоянно проводим мероприятия: выставки, презентации, лекции, встречи с писателями, музыкантами, художниками, — рассказываетзаведующая отделом книги и чтения Ольга Коршунова, проработавшая в библиотеке уже 23 года.

Этот отдел, расположенный на первом этаже, и есть бывший абонемент. В его активе сейчас около 35 тысяч книг — это примерно треть от прежних фондов, которые «почистили» от старых книг при переезде в прошлом году. Переезжал абонемент в течение трех летних месяцев — на плечах и руках трех его хрупких сотрудниц. Сейчас на абонементе записано 1211 читателей, самому пожилому — 82 года, самому молодому — 14.

 — Основная масса, конечно, студенты и школьники — они читают по программе. Дальше  — пробел, и следующая возрастная группа читателей начинается уже после 40. Много и пенсионеров, — рассказывает Ольга Витальевна. — Наш самый пожилой читатель, несмотря на почтенный возраст, пунктуален, как часы: появляется раз в две недели и берет исторические книги — в последний раз мемуары Ельцина. Пожилые читатели более ответственные: приходят на костылях, чтобы продлить книгу, звонят из больницы. Один наш постоянный читатель звонил даже из моря: «Я в море с курсантами — продлите мне, пожалуйста, книгу».

Из школьных программ ушла глубокая проработка, остались одни тесты, для выполнения которых достаточно прочитать краткое содержание книги. Дети перестали писать сочинения, в которых нужно было анализировать поступки героев.

Она сама, как и все здешние сотрудники, заядлый книгочей. Рассказывает, что фонды пополняются в среднем раз в два месяца, и этого, конечно, не хватает. «Мы стараемся заказывать те книги, которые спрашивают наши читатели. Кроме того, следим за всеми крупными литературными премиями и заказываем авторов, которые на них номинируются. Мы должны предлагать читателям лучшее», — говорит Ольга Витальевна. Но авторами-номинантами интересуются единицы читателей. Времена запойного чтения, когда читатели сражались за то, чтобы  провести ночь с литературным журналом, на страницах которого опубликован роман Солженицына или Булгакова, давно прошли. Большинство молодежи увлекается фантастикой и фэнтези. Интерес к классике, как это ни странно, прививает Голливуд — библиотекари подтверждают, что после каждой экранизации классического произведения интерес к нему возрастает.

— После фильма с Ди Каприо люди спрашивали «Великого Гэтсби», то же самое было с «Портретом Дориана Грея». «Анной Карениной» тоже интересовались после выхода картины на экраны. А вот после «Трудно быть Богом» за книгой пришли всего пара человек, — рассказывают сотрудники отдела книги и чтения. — Когда вышла экранизация «Географ глобус пропил», к нам тоже обращались, но у нас, к сожалению, тогда не было этой книги — после этого мы ее заказали. А в последнее время молодые люди неожиданно начали интересоваться зарубежной классикой: часто спрашивают Ремарка, Хемингуэя.

Читатель меняется, говорят библиотекари, и во многом из-за изменений в системе школьного образования. «Из школьных программ ушла глубокая проработка, остались одни тесты, для выполнения которых достаточно прочитать краткое содержание книги. Дети перестали писать сочинения, в которых нужно было анализировать поступки героев», — объясняет Ольга Коршунова.

Сейчас в библиотеке насчитывается более 2 000 активных читателей, которые пришли сюда уже в новом году.

Система обслуживания читателей в библиотеке не изменилась не то что за последние пять лет, а с самого начала ее существования: здесь действуют все те же картотеки читательских карт, заполняемых вручную. В Москве и в развитых европейских странах существуют автоматизированные библиотеки с электронными читательскими билетами, где сотрудник сканирует книгу и она автоматически «записывается» на виртуальную карту читателя. По словам директора библиотеки, установка похожей автоматизированной системы внесена в областную программу по развитию культуры до 2018 года.

 — Мы обеими руками за это. У нас даже шли разговоры о том, что будут штрихкоды и сканеры для книг, но потом они стихли — все упирается в финансы, — констатирует Ольга Коршунова.

Пока мы беседуем, на мою карту по старинке записывают две книги из последнего поступления, которых совершенно точно не найти в наших книжных магазинах.

Возрастная категория материалов: 18+