Фото: Архив АПФото: Архив АП

Тридцать представителей общественности из разных концов области, руководители всех городских и районных отделов внутренних дел, правозащитники делились опытом и обсуждали, что необходимо сделать для повышения имиджа амурской полиции и создания достойных условий несения службы стражами порядка.

Проверено на себе

Если говорить об имиджевых показателях полиции, то во многом они зависят от таких служб, как дежурная часть, ППС, ДПС, вневедомственная охрана и участковые инспектора. В первую очередь работу этих подразделений пытались тестировать через опросы граждан и проверять члены областного общественного совета. Сторонний взгляд всегда позволяет взглянуть на проблему иначе. «А некоторые проблемы требуют немедленного реагирования», — отметил Герман Желябовский, заместитель председателя ОС УМВД. И привел конкретные примеры.

— Три месяца назад мы в течение полутора часов не могли дозвониться до дежурной части в Благовещенске. В течение этих полутора часов было сделано шесть звонков, но никто из оперативных дежурных не перезвонил, хотя все номера входящих звонков фиксируются. Об этом факте сообщили руководству областного управления внутренних дел. В последнее время таких проблем уже не возникает, — констатировал Герман Леонидович. — В течение года мы периодически проверяли также работу телефона доверия — вопросов по данному направлению нет.

114

преступлений было совершено в отношении сотрудников полиции при исполнении в 2013 году, за четыре месяца этого года — 47

В рейд — с участковыми

Члены общественного совета много раз в течение года проверяли несение службы наружными нарядами полиции в ходе рейдов по областному центру и другим городам, присутствовали во время проведения приема граждан на участковых пунктах полиции. Вывод, который они сделали: практически все наши Анискины работают сегодня с большой загруженностью. Во-первых, сказывается кадровый недокомплект. Плюс к этому приходится еще работать за сотрудников, которые находятся на учебе. Многие инспектора отвечают сразу за два, а то и за три участка. При этом условиям их работы не позавидуешь — даже в областном центре.

— Некоторые городские опорные пункты полиции в образцовом порядке, а по некоторым были замечания, — отметил Герман Желябовский. — Допустим, на участковом пункте полиции на улице Калинина только одно общее помещение. Тут же полицейские заявления от граждан принимают, опрашивают их, и тут же люди стоят в очереди, слушают все эти разбирательства. А в ОПП на улице Политехнической нет даже гигиенической комнаты — участковым негде помыть руки и в туалет сходить.

Жалуются на полицию меньше

Уполномоченный по правам человека в Амурской области Любовь Хащева, которая возглавляет одну из комиссий общественного совета при УМВД, отметила, что в последнее время число жалоб на действия или бездействие сотрудников в погонах значительно снизилось. Любовь Сергеевна подтвердила свои слова конкретикой:

— В прошлом году мы получили 56 обращений и жалоб на нарушение прав граждан, потерпевших от преступлений. Речь о несвоевременном реагировании на заявления о совершенных преступлениях, неполном установлении обстоятельств дела, несвоевременном признании лица потерпевшим, необоснованном приостановлении или прекращении производства по делу. В 9 случаях жалобы признаны нарушением прав — все права граждан восстановлены. В 17 случаях права не были нарушены, мы дали людям соответствующие разъяснения. Еще 40 человек получили юридические консультации — в основном по порядку обжалования действий должностных лиц.

С начала нынешнего года уполномоченному по правам человека поступило 8 обращений от амурчан подобного толка. В том числе 3 — на действия сотрудников ДПС. Это ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сама омбудсмен связывает это с тем, что ни один ее сигнал в правоохранительные органы по обращениям граждан не остается без внимания руководства и сотрудников УМВД.

— Конечно, меры бывают разные, — уточнила Любовь Хащева. — С чем‑то мы соглашаемся, а бывает и так: в официальном ответе полицейского ведомства идет приписка «нарушений прав в результате служебной проверки не установлено», но мы с этим не согласны. В основном касается приостановления по возбуждению уголовного дела. В таких случаях обращаемся в прокуратуру. По ряду вопросов помогали гражданам обращаться в суд для обжалования действий следственных органов.

Впрочем, иногда в защите от противоправных действий нуждаются и сами правоохранители. Есть факты не только некорректного отношения к сотрудникам при исполнении и даже нападения на полицейских. Одни при задержании бьют участковых уполномоченных осколком стеклянной бутылки по голове, другие направляют на них охотничий обрез…

— В связи с этим очень важна более поступательная работа по созданию положительного имиджа сотрудников полиции среди населения, — отмечала главный правозащитник Приамурья. — Зачастую мы больше информированы о проблемных негативных ситуациях, чем об успехах наших стражей порядка в их сложной, не всегда благодарной и такой нужной работе.

МНЕНИЕ

Николай Аксенов, начальник УМВД по Амурской области, генерал-майорполиции:

— Общественники являются тем связующим звеном, благодаря которому действия полиции станут более понятны для нашего общества. В наше время без действенной поддержки граждан, их участия в решении ведомственных задач эффективно противостоять преступности практически невозможно.

Возрастная категория материалов: 18+