Затраты аграриев на страхование благодаря бюджету составляют 20 %. Фото: Андрей ОглезневЗатраты аграриев на страхование благодаря бюджету составляют 20 %. Фото: Андрей Оглезнев

Многие растениеводы до сих пор говорят о последствиях водного разгула, однако  даже сейчас большинство аграриев не спешат страховать будущий урожай.

Порядка 10 миллиардов рублей ущерба оставила после себя в «наследство» агропромышленному комплексу Приамурья в 2013 году «большая вода» — стихия превратила в озера около 300 тысяч гектаров посевных площадей, что составляет практически треть от общей площади сельхозземель региона под посевы.

Прямые потери полеводов вылились в 1,2 миллиарда рублей. Тем временем застрахованная площадь урожая составила 39,5 тысячи гектаров, с аграриями в 2013 году заключено 15 договоров на общую сумму 487,7 миллиона рублей. Многие растениеводы до сих пор говорят о последствиях водного разгула, однако, как свидетельствуют цифры, даже сейчас большинство аграриев не спешат страховать будущий урожай.

— Агрострахование — это одно из направлений государственной программы развития сельского хозяйства. Действует ежегодно, в нашем регионе работает с 2012 года, — рассказывает заместитель министра сельского хозяйства Амурской области по экономике, финансам и инвестициям Андрей Таран. — В 2012 году объем застрахованных площадей составил 8,3 % от общей посевной площади, причем 6,3 % страховались с господдержкой — 50 % затраченных средств возместило государство. В прошлом году застраховали 40 тысяч гектаров, в этом, по предварительным данным, — 13,5 тысячи га. На сегодняшний день компаний-страховщиков в регионе много, но страхует с участием господдержки единственная страховая компания «Альянс». Остальные компании в прошлом году не особо горели желанием заниматься агрострахованием, а в этом, наверное, после стихии, и вовсе не хотят.

Не выстраиваются аграрии в очередь за страховкой, при которой 80 % премии субсидируется за счет средств областного и федерального бюджетов.

— Проводим разъяснительную работу, встречаемся, а количество участников почему‑то только снижается, — недоумевает замминистра. — В России агрострахование введено было еще при императоре Александре III, в 1882 году появился первый в истории государства крестьянский банк. В современной истории весь мир страхуется, и это нормальная тенденция. Нет осознания того, что, если не застрахуетесь и будет чрезвычайная ситуация природного характера, ни правительство области, ни правительство Российской Федерации ничем помочь уже не смогут. Менталитет у нас такой: страховая сумма берется за 5 лет урожайности, в этом году погода пока нормальная, так что, думают, урожай и так будет хорошим, зачем страховаться…

50 %

страховой премии выплачивает федеральный бюджет,

30 % компенсирует областной бюджет

Условия агрострахования сложились более чем благоприятные. Федеральный бюджет выплачивает 50 % страховой премии, 30 % компенсирует областной бюджет. Получается, что затраты, которые будут нести сельхозтоваропроизводители на агрострахование, составляют 20 %. Более того, если с 2012 года работала программа только для растениеводов, то с 1 января 2013 года программа расширила свое покрытие и для животноводов. Но опять же о страховании скота задумались лишь в этом году — заявки с участием господдержки подали 4 животноводческих предприятия, один фермер решил взять коммерческий пакет с более расширенным спектром страховых случаев, отметили в компании.

— Мы работаем третий год и заметили, что амурские сельхозпроизводители не торопятся пользоваться агрострахованием, — пояснили в страховой компании. — Статистика свидетельствует: в 2012 году в Приамурье было застраховано посевных 65 300 гектаров, в 2013‑м — 39,5 тысячи. По данным на 27 мая 2014 года, заявлены к страхованию около 13,5 тысячи га. Некоторые надеются на собственные силы, а некоторые считают, что это дорого. По нашим наблюдениям, в обратном, как ни странно, не убедило даже прошлогоднее наводнение.

Можно предположить, что страховой рынок в сфере АПК Приамурья пассивно развивается в силу не только влияния магического авось, но и своей истории с реальными фактами. В советскую эпоху агрострахование развивалось на государственном уровне. Как вспоминают амурские полеводы-старожилы, страховали урожай повально, уровень страхования доходил до 70 % хозяйств. С приходом перестройки система рухнула, на восстановление потребовались десятилетия.

Соевод из Михайловского района страхуется уже второй год подряд.

— Собрать бумаги нам не составило труда, единственное, надо было взять справки по статистике, — рассказывает руководитель ООО «Соя» Виктор Волобуев. — Все остальное на руках. По зерновым приехали независимые эксперты из Москвы, быстро провели оценку. Увидели действительно все по факту и сделали нам предоплату. Видя, насколько печальная ситуация в связи с ЧС, нам процентов на 50 упростили список документов. Классно среагировали! Выплаты проходили в два этапа — по зерновым и сое в общей сложности мы получили около 35 миллионов рублей, только по сое — 29,5 миллиона.

Относительно того, что нет гарантии страхового возмещения ущерба, так как статистика урожайности берется за пятилетний срок, Виктор Викторович развеивает домыслы:

— Оно вроде бы получается дороговато, но в дальнейшем окупается в разы. Тем более что 80 % за нас платит область. Плюс — была субсидия от минсельхоза. Выплаты помогли нам закупить запчасти на технику, ГСМ, семена и нормально войти в посевную-2014. В 2013‑м нас залило, были ливни, наводнение. Чуть больше 50 % сои, зерновых под 40 % легли под воду, практически все погибло… Я считаю, что страховаться надо, мы опытом уже научены, что без страховки бы не выжили. Очень большая поддержка и помощь. Не знаю, почему не страхуются, получается выгодно. И в этом году еще неизвестно, какой «характер» будет у погоды — дожди идут, а потом и засуха возможна. Но мы не переживаем — есть страховка.

35

иллионов рублей агростраховки получил амурский фермер в 2013 году, деньги позволили войти в посевную-2014

…Возвращаясь к факту о том, что за три года работы агрострахования с участием господдержки произошло пятикратное снижение участников программы, напрашивается вывод: раз интерес амурских аграриев пассивен, не свернет ли ее федеральный центр?

«Этого не произойдет, направление будет продолжать работать. Я думаю, мы придем к тому, что агрострахование у нас в области станет востребованным, это вопрос времени», — комментирует заместитель министра сельского хозяйства Амурской области по экономике, финансам и инвестициям Андрей Таран.

 Застраховать урожай еще не поздно 

Подать заявку на агрострахование можно еще до конца июня. Сроки по ячменю и пшенице уже ушли, так как по закону страховка проводится в 15‑дневный срок после сева, а эти культуры в регионе уже посеяны. Но по овсу, гречихе, кукурузе и сое амурские аграрии застраховать будущий урожай еще успевают.

Примерный размер годовых страховых премий — см. инфографику.

Возрастная категория материалов: 18+