Пятница – повод для радости
...Пятница для меня была всегда, точнее сколько себя помню. И даже день рождения и Новый год не идет ни в какое сравнение с ней. В пятницу меня забирали домой. Появление папы в дверях ясельной группы было главным праздником в жизни.
В круглосуточном детском саду санаторного типа я оказался благодаря Манту. Участкового педиатра не устроили размеры злополучного пятна. Советская система медицинской профилактики безжалостно вынесла свое определение. Детей с подозрением на туберкулез ставили под неусыпное наблюдение и изолировали в закрытом сообществе. В нем были все признаки обычного детского сада. Вот только жить там приходилось с понедельника по пятницу.
Мой родной Ангарск — это город, рожденный Победой. Его заложили в 1946 году, на пустынном берегу Ангары. Естественно, в начале 70-х возведение города еще шло темпами ударной пятилетки. Строителям коммунизма, к коим относились мои родители, государство не позволяло отвлекаться на такие мелочи, как лечение и присмотр за собственными детьми. При малейших проблемах система брала на себя все заботы и ответственность за подрастающим поколением.
Все выглядело правильно, как в настоящей взрослой жизни. Понедельник — большая утренняя трагедия, пятница — повод для радости. В этот день начиналась жизнь с папой и мамой. Дома. Впереди было целых два дня безоблачной жизни с родителями.
Тот самый трамвай, тот самый изгиб рельсов на конечной остановке «Сангородок». И даже кусты акации по обочинам рельсового пути. Сколько раз я прокладывал здесь свою грустную дорогу по понедельникам и радовался началу пути домой в пятницу!
Пожалуй, хуже понедельника был только винегрет. Его давали по пятницам вместо ужина. Винегрет был главным препятствием для скорого возвращения в семью. Прошло больше 35 лет, но как сейчас помню папу на пороге нашей ясельной группы. Он стоит и ждет, пока я расправлюсь со свеклой, соленой капустой и зеленым горошком. Злой детский гений придумал Общество чистых тарелок.
Я не помню, чтобы нам проводили какие-либо особые медицинские процедуры. В памяти остались частые прогулки за глухим высоким забором. Еще отложились отчетливыми воспоминаниями ежевечерние массовые помывки: голую малышню скопом заводили в душевую комнату, пара воспитателей вместе с нянечкой выхватывали из кишаще-визжащей массы очередного чумазика, наскоро терли его мочалкой и отправляли ждать остальных на скамейке возле выхода.
Ждать приходилось долго и не оставалось ничего другого, как изучать друг друга. Кажется, мы раньше своих сверстников начинали понимать существенные различия между мальчиками и девочками. Естественно, тогда мы не придавали своим маленьким открытиям сколь-нибудь серьезного значения. Детское любопытство и ничего более. Единственный вопрос, который постоянно витал в воздухе и волновал каждого: когда же пятница?..
…Недавно с пятилетней дочкой разговорились о моем детстве. Не скажу, что у ребенка был шок, но система круглосуточного детского сада вызвала у нее заметное волнение. Приехав в отпуск в мой родной город, решили сходить и посмотреть на невиданный круглосуточный детский сад.
Тот самый трамвай, тот самый изгиб рельсов на конечной остановке «Сангородок». И даже кусты акации по обочинам рельсового пути. Сколько раз я прокладывал здесь свою грустную дорогу по понедельникам и радовался началу пути домой в пятницу! Папы давно нет, и теперь я со своей маленькой дочкой бреду той же дорогой по направлению к ясельной группе. Поддавшись на уговоры дочери, обещаю ей дать возможность потихоньку заглянуть в окна. Может, там и сегодня чьи-то дети в тоске гоняют горошины по тарелке с винегретом и ждут своей пятницы…
…Садик мы не нашли. Облазили весь сангородок, в котором все знакомо даже спустя более 35 лет. Вместо садика за глухим высоким забором небольшой и уютный дачный поселок.
Взгрустнулось. Дочка тоже притихла. По дороге домой призналась: «Знаешь, мне очень жалко тебя. Это ведь было твое детство. Теперь его разорвали, как книжку, и не склеили скотчем. Я в мультике видела машину времени. Когда вырасту, обязательно изобрету ее и верну тебя в прошлое. Наверное, грустно, когда у человека нет своего садика…»
Спасибо тебе, родная. Но я не хочу в прошлое. Мне очень хорошо в настоящем, где не нужно расставаться с детьми на целую неделю и тем более ждать пятницы сильнее, чем Нового года или дня рождения. Где не нужно никаких подарков, кроме прихода родителей. Мой первый садик оставил у меня не самые лучшие воспоминания. Казенный дом, где тепло и сытно, но так мало места для радости. Дети должны жить дома.
К большому счастью, туберкулез у меня так и не нашли, но даже на пятом десятке своей жизни я терпеть не могу винегрет…
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 07.08.2014
Добавить комментарий
Комментарии