ТАЙНЫ ЛАРИНСКОГО ПОСЕЛКА

Каждый раз, когда я проезжаю Большой Невер, у меня возникает ощущение неудовлетворенности: опять еду мимо тайн, мимо  истории, которыми, кажется, пропитан этот неуютный, вечно неряшливый и непримечательный с виду пристанционный поселок. Вот и опять он остается позади…

Вообще, Большой Невер — это название отнюдь не отличающейся своей величиной реки, которое присвоили Ларинскому поселку. А Ларинский поселок был обязан своим основанием арендатору приисков когда-то на всю Россию гремевшей Верхне-Амурской золотопромышленной компании. Глеб Ларин сначала служил в этой компании, управлял ее джалиндинскими приисками и, вероятно, неплохо знал, сколько золота осталось в недрах после того, как эти прииски официально закончили свою работу. Взяв их затем в аренду, Ларин вновь поднял уровень добычи там золота, а для удобства подвоза грузов на прииски устроил базу на перекрестке старого колесного тракта от амурской пристани Джалинда с недавно построенной железной дорогой.

Работу Софья себе выбрала совсем не обычную для юной девы: начала учеником слесаря, затем ее квалификация выросла до слесаря шестого разряда. А изучив автомобиль досконально, окончила шоферские курсы и стала заниматься перевозкой грузов на прииски Алдана

Удобное географическое расположение привлекало сюда массу народа. Одни появлялись здесь ненадолго, отправляясь затем на север добывать золото, другие поселились здесь, чтобы иметь возможность неплохого заработка. Выходившие из тайги приискатели и «вольные старатели» проматывали заработанное в местных трактирчиках, шинках, заезжих банях, проигрывали в карты и прогуливали с местными красавицами.

Среди других в Ларинском многие годы жил Петр Аверичев. Сын отставного хорунжего Амурского казачьего войска, купца второй гильдии и мелкого золотопромышленника Александра Аверичева, он тоже занимался торговлей и золотодобычей, унаследовав паи Янканского прииска. Богато семья Аверичева не жила, но и бедной вряд ли могла считаться. Разве что в сравнении с тем же Лариным…

После революции и гражданской войны Петр Александрович  станет активным строителем новой жизни, будет председателем Ларинского сельского крестьянского комитета и организатором кооператива «Грузовоз», доставлявшего грузы на Алдан, на прииски «Союззолота». Но в 1928 году ему вспомнят дореволюционное прошлое, назовут вредителем, лишат гражданских прав и лишат свободы.

Софье Аверичевой было четырнадцать лет, когда ее отец оказался в Свободном, когда он попал в лагерь. Кроме нее, в семье было еще семеро детей. И она пошла работать.

БРОСИЛА БАРАНКУ И ПОШЛА НА СЦЕНУ

Работу Софья себе выбрала совсем не обычную для юной девы: начала учеником слесаря, затем ее квалификация выросла до слесаря шестого разряда. А изучив автомобиль досконально, окончила шоферские курсы и стала заниматься перевозкой грузов на прииски Алдана. И сейчас дорога от Большого Невера до Алдана, Амуро-Якутская магистраль — испытание для водителя, а тогда эти шесть с лишним сотен километров преодолевать было не просто трудно — не каждому дано. В любую погоду на не приспособленной к тамошним зимним морозам АМО преодолевать снежные заносы, наледи и перевалы АЯМа — пойди попробуй! Не один грузовик сорвался в пропасть. А Софья везла…

Но работа работой, а время для досуга все же было. И хотя кино в те времена считалось важнейшим из искусств, в поселке Алдан по причине отсутствия кинематографа центром культуры стал театр рабочей молодежи — ТРАМ. И Софья Аверичева стала завзятой театралкой. Все роли она знала наизусть. А когда однажды, когда из-за болезни актрисы отменили спектакль, Соня предложила свою кандидатуру… После спектакля актеры ТРАМа, как написала в своем очерке про Софью Аверичеву ярославский искусствовед Маргарита Ваняшова, хором прокричали: «Бросай баранку!» Так она стала актрисой.

После Алдана Аверичева играла на сценах театров Уфы, Ленин­града, Орла, Ростова-Ярославского. Сыграв в двадцать три года Нору в пьесе Ибсена «Нора», была замечена и приглашена в труппу Волковского театра в Ярославле. Здесь она сыграла Луизу в «Коварстве и любви», Машеньку в одноименной пьесе Афиногенова, Анну Федоровну в «Варварах», ее назначили на роль Нины в «Маскараде». В 1941—1942 годах на сцене Волковского театра в ее исполнении блистала красавица Лидочка в «Свадьбе Кречинского». Она же играла и главную жен­скую роль в спектакле «Вильгельм Телль» Шиллера — Берту.

Но началась война.

ДНЕВНИК РАЗВЕДЧИЦЫ

Война круто изменила жизнь актрисы Софьи Аверичевой. Она, дочка бывшего купца и врага народа, была патриоткой той страны, в которой жила. Едва ли не с первых дней войны поступила на курсы мотоциклистов и стала проситься на фронт и своего добилась: в июне 1942-го получила повестку, а с июля — уже в моторазведке в составе Ярославской коммунистической стрелковой дивизии.

Передо мной на столе книга «Дневник разведчицы». Не знаю, сколько в этой книге осталось от подлинного дневника, а какую ее часть составляет редактирование, но книге фронтовой разведчицы Софьи Аверичевой веришь. Бесхитростное повествование о военных буднях фронтовика, о мыслях и чувствах недавней актрисы, с перечислением имен фронтовых друзей, их портреты — все живое, настоящее, непридуманное. Не случайно эта книга была издана не единожды, такие книги читаемы. И последнее издание увидело свет совсем недавно, в 2010 году, уже после того, как Софья Петровна отметила свое 95-летие.

Как оказалось, воевали и другие Аверичевы. В частности, ее брат Илларион был начальником штаба 42-й стрелковой бригады, которая дралась на Мамаевом кургане. И он, как и сестра, тоже вел дневник, который сейчас хранится в Государственном музее обороны Сталинграда. Он получил сквозное ранение в голову и выжил чудом, потеряв речь, память и зрение. Но после сложной операции, сделанной ему в свердловском военном госпитале, утраченные функции организма восстановились.

А Софья Аверичева после войны вернулась с боевыми наградами в Волковский театр и еще многие годы блистала на театральной сцене. Ее репертуарный лист плотно заполнен, каждый театральный сезон — три-четыре новых роли. Наиболее яркие и памятные — Любка Шевцова в «Молодой гвардии», Софья в  «Горе от ума», Елизавета в «Егоре Булычове», в пьесе «На дне» она играет Василису, а в «Федоре Волкове» — императрицу  Елизавету Петровну. Эмилия в «Отелло». Дунька в «Любови Яровой». Госпожа Простакова в «Недоросле».

Сейчас и театральная сцена, и война давно уже в воспоминаниях. Но ей есть что вспомнить, ведь прожить сто лет яркой насыщенной жизни — не поле перейти! С прошедшим юбилеем вас, дорогая наша землячка Софья Петровна! Вами гордится не только Ярославль!

Возрастная категория материалов: 18+