Перед концертом руководитель прославленного коллектива лауреат государственных премий Владислав Чернушенко ответил на вопросы журналистов. Маэстро рассказал о 535-летней истории капеллы, которая долгое время была главным хором России, и поделился впечатлениями о сибирско-дальневосточном турне, которое планировалось несколько лет.
История началась с хора певчих дьяков
— Датой рождения нашей капеллы считается 12 августа 1479 года — в этот день состоялось освящение первого каменного храма Московского кремля, в котором принимал участие великокняжеский хор государевых певчих дьяков Ивана III.
Сначала это были государевы певчие дьяки. В 1701 году Петр I переименовал их в придворный хор. В 1763 году Екатерина II еще раз поправила название на западный манер — Императорская придворная певческая капелла. После революции было несколько переименований, а в постперестроечный период капелле вернули название, близкое к историческому.
Цари пели в хоре и создавали оркестры
— Цари не просто помогали главному хору России, они творчески взаимодействовали с певчими. Иван Грозный лично писал стихиры (духовные песнопения), они сохранились, и мы даже исполняли две из них. Дирижеров тогда не было. Иван Грозный сам лично управлял одной из станиц хора (он был поделен на части по пять человек — на станицы).
Хор сопровождал государей во всех их передвижениях. За Петром Первым хор следовал постоянно, и часто царь сам вел утренние службы в сопровождении хора.
Когда мы были молодые, для нас хороших царей не было. Либо ненормальные, либо недотепы. Тем не менее в 1880-е годы по инициативе Александра Третьего в течение трех лет еженедельно собирался маленький ансамбль — императрица сидела за клавесином, государь играл на трубе, граф Апраксин — на контрабасе, граф Вильегорский — на виолончели, Алексей Львов, директор придворной певческой капеллы, играл на скрипке и расписывал для этого состава аранжировку. А вскоре появился первый симфонический оркестр.
Санкт-Петербургская капелла не только воспитала выдающихся музыкантов, именно в капелле родились все музыкальные школы — инструментальная, композиторская, дирижерская.
Моего наставника учил Балакирев
— Я сам воспитанник этой школы, переступил ее порог в октябре 1944 года. И судьба распорядилась так, что я в этом доме продолжаю существовать. Нашим главным наставником был человек, которого в 10-летнем возрасте к управляющему капеллой Милию Балакиреву привела за руку сестра Михаила Глинки и сказала, что этого мальчика надо учить. Педагогами моего наставника были Балакирев и Римский-Корсаков.
Пасхальные интонации и «Священная война»
— Мало кто знает, что автор музыки к песне «Вставай, страна огромная» Александров в свое время окончил регентские классы придворной капеллы. И поэтому припев этой песни имеет интонацию из 15-го Пасхального концерта Бортнянского. Это даже не цитата — в Александрове жили эти интонации. И не случайно эту песню мгновенно запела вся страна.
Концерт государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга открыл 5-й фестиваль классической музыки «Амурская волна», который сейчас проходит в Благовещенске и завершится завтра, 12 октября.
В Сербии нас считают национальными героями
— 17 октября мы вылетаем из Петербурга в Хорватию и Сербию. В Сербии состоятся очень важные концерты, связанные с 70-летием освобождения Белграда. А 22-го числа повторим программу в Новом Саде, который также был освобожден советскими войсками. С Сербией у нас особые отношения на протяжении 30 лет. Они нас считают своими национальными героями — мы в самые трудные времена бывали там, в частности, во время натовских бомбардировок в апреле 1999 года. У нас был концерт в Белграде, а когда мы пересекли границу, возвращаясь домой, на ту территорию, которую мы только что покинули, полетели бомбы.
«К нам приехал хор гипнотизеров»
— О нашей капелле в свое время в самых восторженных тонах отзывались Шуман и Берлиоз. «Такого хора мир еще не знал» — писали в рецензиях. И все наши зарубежные гастроли укрепляют позицию русского певческого искусства. Из одних наименований рецензий на наши выступления можно выстроить красивую панораму. Припоминаю заголовок: «Хор гипнотизеров». Одна рецензия меня совершенно поразила. Когда мы были в Испании, журналист, видимо, не считая себя вполне компетентным, обратился к руководителю одного из испанских хоров, чтобы он дал нам оценку. Тот отвечает: «Я не могу критиковать. У них такие прекрасные солисты, все так гармонично выстроено. Я могу только восторгаться». Журналист говорит: «Но вы же дирижер!» Тот отвечает: «Нет, что вы, после этого я чувствую себя пастухом коз и овец!»
Удивительная Россия
— Мы в советское время два-три месяца проводили в разъездах по стране. Но так получилось, что в четырех городах из семи, которые вошли в наш гастрольный тур, мы побывали впервые. 535 лет нам никак не удавалось добраться ни до Якутска, ни до Благовещенска, ни до Магадана. Ни у кого нет средств двигаться по России. Для нас сегодня в Париж съездить выступить проще, чем в Ленинградскую область.
Но для нас важно петь для своего слушателя и видеть родные лица в зале. Наш слушатель — он иной, чем западный. Радость и удивление, которое мы испытываем — ни с чем не сравнимые чувства. Мы накануне в Нерюнгри слушали хор детской музыкальной школы — замечательный. Мы даже представить себе не могли, какой уровень в этом крохотном городе и с какими трудностями сталкиваются те, кто занимается пением. Но вот такая Россия удивительная.
Высшая похвала от Георгия Свиридова
— С композитором Георгием Свиридовым мы общались много лет. Не просто общались — у хора и Георгия Васильевича сложилась даже не дружба, а какое-то взаимодействие, мы довольно много его сочинений записали, и самую главную работу выполнили над последним его произведением «Песнопения и молитвы».
70
человек насчитывает Большой академический хор капеллы,
46
певцов приехали в Благовещенск
У Свиридова мелодия рождается как бы из сокровенного смысла слова. Почти все его сочинения духовной музыки нам удалось записать, причем мы записывали его в совместной работе. Это небольшие пьесы, но они связаны единым стержнем. Была такая пьеса «Блудный сын», над которой мы бились до самоизнурения. Она простая по нотам, но необыкновенно глубокая по внутреннему содержанию, и чтобы проинтонировать так, как нужно — мы до самоистязания доходили. И когда это удалось сделать и впервые мы исполнили это произведение в Большом зале Московской консерватории, концерт имел громадный успех. «Песнопения и молитвы» Свиридова — не меньшая вершина мировой музыки, чем «Всенощное бдение» Рахманинова. Но у Рахманинова использованы древнерусские знаменные напевы, а у Свиридова все оригинальное. И когда прошел концерт, публика набежала к Свиридову с поздравлениями. Он от всех слегка отстранился, взял меня за плечо, подставил ладонь к уху и говорит: «Вот я слушал сейчас эту музыку не как свою и понял, что написал ее правильно». Таким образом дал себе высшую оценку. Это понятие с тех пор существует у нас в хоре — если мы хорошо делаем сложную работу, я всегда говорю: «А вот сейчас мы сделали это правильно».
МНЕНИЕ
Ольга Хомова, генеральный директор государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга:
— Сегодня капелла — это красивый концертный зал, хор, симфонический оркестр, великолепный орган, на реставрацию которого президент выделил миллион евро. Недавно инструмент приехал к нам из Германии отреставрированный с потрясающим новым звуком. Капелла отмечена правительственным грантом РФ, поэтому у нас дела идут хорошо.
Капелла — это мультикультурный комплекс. У нас есть выставочная галерея, где каждые две недели новая выставка, а также камерный зал для выступлений солистов. В капелле проходят дни культуры разных городов. Например, юбилей Якутской области в Санкт-Петербурге праздновали в стенах капеллы — это была целая правительственная акция. Открывалась выставка, звучали выступления музыкантов Якутии. Правительства Якутска и Санкт-Петербурга обменивались речами, в фуршетном зале демонстрировалась национальная кухня.
У нас много проектов, где используются все современные технические достижения, мультимедийные экраны. Сейчас мы планируем открыть виртуальный зал.
Чтобы привлечь молодежную аудиторию, мы придумываем необычные концерты. Например, у нас бывает диджей с симфоническим оркестром. Бывают концерты-спектакли с использованием мультимедийного экрана и светопартитуры. К постановке спектаклей мы приглашаем разных режиссеров. Например, один из спектаклей у нас ставил Александр Сокуров.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии