Ожившая легенда
Даже для человека непосвященного тренировка по кендо, надо признаться, зрелище завораживающее. И дело даже не в том, что становишься свидетелем какого‑то магического действа оживших рыцарей Древнего Востока. Невольно отмечаешь гордую осанку самураев, плавность и точность движений, хотя вес амуниции около 15 фунтов, или 7—10 килограммов. А главное, видишь истинных воинов, для которых поединок — это священный ритуал, искусство ведения боя и, обязательно, уважение к противнику. Заходя в зал, самурай поклоняется, выходя на татами приветствует оппонента поклоном, за урок благодарит учителя поклоном. Собственно, главным отличием кендо является воспитание психологии воина, так как человек с оружием не имеет права на ошибку, он должен все делать правильно и не колеблясь. А для этого надо осознавать свои действия, нести ответственность за каждый шаг, взмах мечом…
«Спасибо, что услышали меня и аккуратно расставили свою обувь перед входом в зал», — начал занятие после перерыва Ямада-сэнсэй. Сэнсэи (учителя) прибыли на Дальний Восток впервые, ответив согласием принять участие в чемпионате Дальневосточного федерального округа по кендо в качестве членов жюри. Обладатели 8‑го дана, приехавшие в Благовещенск из префектуры Ниигата, входят в сотню непревзойденных мастеров боевого фехтования на мечах на родине самураев. Как отмечает руководитель школы кендо, президент Амурской федерации кендо Андрей Пеунов, благовещенский тренинг сразу от двух сэнсэев такого уровня уникален не то что для Дальнего Востока — для России. Так, например, воспользовался возможностью поучиться у сэнсэев 8‑го дана в Благовещенске обладатель 4‑го дана вице-консул Японии в Хабаровске Фудзимура-сан.
«Хочешь достичь успеха — внимательно слушай учителя», — дал наставление Ямада-сэнсэй.
Правила меча
Как объясняют сэнсэи, искусство кендо ведет свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом кэндзюцу (кэн — меч, дзюцу — искусство, вторую составляющую со временем заменило до — путь). Основу древнего искусства фехтования составляют три закона: «закон меча», что состоит в правильном проведении удара; «закон тела», по которому удар должен быть нанесен в правильной осанке; «закон сердца» учит бодрости и энергичности духа при ударе.
Чтобы достичь 8‑го дана, отмечают сэнсэи, нужно провести огромное количество поединков. Но самое главное — найти хорошего учителя. «Хочешь достичь успеха — внимательно слушай учителя», — дает наставление Ямада-сэнсэй и добавляет, что ему очень приятно видеть высокий класс подготовки юных амурских самураев. На вопрос о том, насколько сложно подчинить свою жизнь правилам меча, Ямада-сэнсэй говорит, что, занимаясь кендо, человек познает философию, которая меняет его характер. Он становится не только воином, но и учителем — он должен все время отдавать познания. «В кендо очень важна составляющая вежливости, этикета. Не только в спортзале, но и дома: говорить «доброе утро», благодарить», — добавляет Сираи-сэнсэй. Японские мастера признались: без кендо свою жизнь не мыслят. «Если бы не кендо, то я бы стал плохим человеком», — говорит Ямада-сэнсэй.
— Занимаюсь кендо 8 лет, данный вид воспитания дает очень многое — начиная от того, что люди перестают бумажки на улице мимо урны бросать. Это постоянная культура себя, своего существования в социуме, — отмечает Андрей Пеунов, основатель благовещенской школы кендо, учредившей первую детскую спартакиаду по восточным единоборствам и активно поддерживающей благотворительную акцию «Татами добра».
Философия защитника
Обладатель 3‑го дана Андрей Пеунов, прежде чем создать Амурскую федерацию кендо, проходил обучение боевому фехтованию на мечах в японском городе Мураками. Со своими наставниками он поддерживает отношения до сих пор и уже направляет на обучение в Мураками своих учеников. Интересно, что боевыми единоборствами Пеунов занимается более 20 лет. В 12 лет начал с самбо, после 18 увлекся рукопашным боем. В кендо пришел волей случая — из‑за спортивной травмы врачи запретили заниматься жесткими контактными боями.
15
фунтов — вес амуниции самурая
— Пошел в кендо в силу неосведомленности о данном виде спорта — показался очень спокойным. Но ошибся, о чем совершенно не жалею — кендо изменило мое мировоззрение, — рассказывает Андрей Пеунов. — Если брать контактные боевые искусства, то они все‑таки больше нацелены на получение спортивного результата. А здесь основной критерий — последовательное воспитание качественного человека, патриота, гражданина.
Как отмечает амурский сэнсэй, в кендо ярко выражена воинская идеология, и она сама по себе универсальна, независимо от страны, возраста, пола. Воин — это ответственный человек, социально активный. «Именно воин, не наемник-временщик, а защитник, готовый жертвовать собой. Он знает, что у него есть семья и он за нее отвечает. У него есть Родина, и он за нее отвечает и не сбежит от нее — он здесь родился, камни отцов здесь. У него есть понятия чести, державности. Невозможно заниматься данным видом искусства и жить отдельно от него», — говорит руководитель школы кендо.
Искусство фехтования мечом, при всей своей грациозности и легкости движений, — поединок, причем с оружием. На вопрос о том, больно ли ребенку, а тем более девочке, которых, к слову, на татами достаточно много, амурский сэнсэй не скрывает:
— Жестко, больно, тяжело, как в любом виде боевого искусства. Но человека обучают культуре поведения с партнером — человек, который с вами работает, беспокоится о вашем здоровье. Это первый критерий, который процентов на 90 отсекает все травмы. Второй и не менее главный момент — жесткость ударов приходит по ходу движения, не сразу. В контакт люди входят только тогда, когда они способны правильно реагировать. Причин волноваться, что ребенок получит травму ни с того ни с сего, нет. Плюс защитная амуниция просто не дает почувствовать удары, она защищает вас даже без вашего участия.
Кстати, в школе кендо работают детские оздоровительные группы общей физической подготовки. В них также наряду с упражнениями тренеры преподают этикет самурая, учат уважению и организации своего жизненного пространства. Тренеры говорят: такая подготовка помогает ребятам быть более собранными и дисциплинированными в школьной учебе, подтягивает форму, что немаловажно в свете возвращения системы ГТО, дает базу для дальнейших занятий любым видом спорта.
5
млн человек занимаются кендо в Японии, и только 800 из них достигли восьмого дана. Сегодня в Японии существует движение за включение кендо в программу Олимпийских игр
На татами — всей семьей
Заняться в Благовещенске постижением мастерства самураев на фоне стоимости дополнительного образования, которая составляет от 6 до 50 тысяч, стоит 1500 рублей в месяц. За эти деньги предоставляются зал, амуниция, преподаватели, в том числе и для индивидуальных занятий. Единственное, что нужно, — прийти в зал, получить и усвоить информацию. Изучать боевое искусство фехтования мечом можно с 6 лет. Однако у татами на соревнованиях был замечен трехлетний будущий самурай — очень серьезный, с маленьким мечом, с любопытством наблюдающий за поединками.
— Мы пришли поболеть за старшего сына, — рассказывает отец двух сыновей. — Он занимается уже 5 лет, выбрал сам, сегодня сдает очередную аттестацию. Непросто все дается, но сын занимается, никто насильно его не тащит в зал. Младший тоже уже проявляет интерес, наверное, также займется кендо.
Интересно, что на татами растут уже несколько поколений благовещенцев, в зал приходят семьями. Многие родители, чтобы не терять времени на тренировках, сами выходят на татами. Как правило, родители самураев ведут здоровый образ жизни и занимаются кто вольной борьбой, кто моржеванием или иными видами спорта. Супруги приходят с удовольствием «выпустить пар», чтобы заедающий быт не стал помехой миру и гармонии у домашнего очага.
— Я занимаюсь кендо духовно, пока жду сына с тренировки, — поделилась мама 11‑летнего благовещенского самурая. — Мы от школы выезжали в Японию. Знаете, в современном мире мало где сохранилось такое почтение к семье, родителям, своей стране, а там это традиция. Мы вернулись домой другими людьми. Философия кендо помогает не только на татами, но и в жизни.
«Основной критерий кендо — последовательное воспитание качественного человека, патриота, гражданина», — отмечает руководитель благовещенской школы кендо Андрей Пеунов.
КАК ЗАПИСАТЬСЯ В ШКОЛУ КЕНДО:
— офис: Горького, 233/1 («Колизей»),
— залы:
Калинина, 126, 5‑й этаж (газетный комплекс),
Краснофлотская, 83 (Амурский филиал Морского госуниверситета им. адмирала Г. И. Невельского),
Лазо, 41 (школа № 2).
Руководитель школы кендо Андрей Александрович Пеунов: сот. 8‑962‑283‑03‑24
Сайт Амурской региональной федерации кендо: www. amurkendo.ru
Фоторепортаж с соревнований по кендо смотреть ЗДЕСЬ.
Добавить комментарий
Комментарии