«Увидела китайцев на остановке, услышала их до боли знакомый акцент — и словно в Благовещенске побывала», — пишет дочь, теперь уже жительница Санкт-Петербурга. Не только социально-экономический, но и миграционный потенциал Приамурья во многом определяется близостью границы с Китаем. Именно гости из Поднебесной всегда составляли львиную долю среди гастарбайтеров. Изменился ли за последние годы миграционный расклад? Почему иностранцы порой роются в наших мусорных баках, наказывают ли зарвавшихся работодателей и не грозят ли нам исламистские погромы, как в толерантной Франции? О злободневной теме разговор с Олегом Самойленко, заместителем начальника УФМС России по Амурской области.
К НАМ С ВИЗОЙ И БЕЗ
— В рейтинге регионов ДВФО по привлекательности для миграции, опубликованном Росстатом по итогам восьми месяцев этого года, Амурская область стоит на первом месте. Олег Анатольевич, кто, откуда и главное — с какой целью приезжает сегодня в Приамурье?
— Как и раньше, самые частые гости на амурской земле — граждане КНР. Ведь Благовещенск непосредственно соседствует с особой экономической зоной Китая — городом Хэйхэ. За 10 месяцев с начала года через наши пункты пропуска на российской границе прошло 133 тысячи 382 иностранных гражданина и лиц без гражданства. Как правило, все они китайские граждане. Среди них было только 47 тысяч туристов. Остальные, почти 54 тысячи, прибыли по коммерческим визам, 17 тысяч — по рабочим и почти 11 тысяч — по служебным. Еще около трех тысяч приехали к нам учиться и около полутысячи — с частными визитами.
— А бывает, что приехал иностранец сюда по туристической визе и… «затерялся» в российских просторах?
— Да. Такой случай был совершенно недавно. Иностранный гражданин отбился от группы. Потом оказалось, что он еще и паспорт потерял. Этим вопросом органы безопасности занимались. Нашли. Отследить поток иностранных граждан мы можем также по постановке на миграционный учет. Этот учет важен именно для «трудовиков» — так мы называем тех, кто приезжает к нам решать деловые вопросы или в поисках работы. И здесь тоже из общего числа иностранцев гости из Поднебесной составляют почти 70 процентов. Но в последние годы в поисках работы к нам больше едет выходцев из бывших стран СНГ. Они составляют 22 процента от всех поставленных на миграционный учет. В основном это жители Киргизии и Узбекистана. Украинцев всего 2 процента, остальные 5 — это северокорейцы и 4 — граждане других государств или лица без гражданства.
Социальный «портрет» прибывающих мигрантов таков: подавляющее большинство — это люди трудоспособного возраста от 19 до 45 лет. Порядка 70—75 процентов составляют мужчины. Преимущественно имеют среднее общее или среднее профессиональное образование.
О ХИДЖАБАХ И РУССКОМ ЯЗЫКЕ
— В последнее время стала встречать в микрорайоне женщин в хиджабах — раньше такого не было. А еще отметила, что многие выходцы из Средней Азии почти не говорят по-русски. У нас есть какие-то курсы для мигрантов, где бы они изучали язык, где им помогали бы интегрироваться в нашу культуру? А иначе можем получить в перспективе то, к чему пришла Европа с ее превозносимой толерантностью. В некоторых городах коренному населению жить стало очень неуютно (это еще, мягко сказано), потому что многочисленные мигранты навязывают свои обычаи и культуру.
— У нас в области таких миграционных анклавов, какие существуют в европейских городах и уже начинают формироваться в некоторых российских регионах, где целые кварталы занимают выходцы из определенной страны, слава богу, нет. Места компактного проживания, которые предоставляют иностранцам работодатели, конечно, есть. И мы их контролируем. О том, что на улицах Благовещенска больше стало граждан в своих национальных одеждах. Законодательно это не запрещено. Со стороны миграционной службы нарушений нет. В этом, как и в вопросе вероисповедания, важны моральные принципы — терпимость и добрососедство по отношению к людям, рядом с которыми ты живешь.
68
тысяч иностранных граждан встали на миграционный учет за 10 месяцев 2014 года — это на 13 процентов больше, чем в прошлом году
Если говорить о языке. С будущего года вступает в силу новый закон — все приезжающие к нам иностранные граждане обязаны иметь сертификат, подтверждающий базовые знания ими русского языка, российской истории и основных законов. Выходцам из стран СНГ будет, конечно, проще. Кто-то лучше, кто-то хуже, но по-русски понимают. Намного сложнее ситуация с китайцами. 90 процентов гастарбайтеров из Поднебесной не могут понять или сказать по-русски даже бытовые фразы. Сейчас при Харбинском университете организуют курсы для гастарбайтеров. Чтобы перед тем, как приехать в Россию, они чему-то научились.
Но мне кажется, гораздо важнее то, что, приезжая сюда, многие иностранцы совершенно не знают наших законов. И нарушая административное, а иногда уголовное законодательство, даже этого не понимают. Очень часто бывает: в Китае гастарбайтер оформил коммерческую визу, приехал сюда, а ему говорят: «Будешь работать на стройке. Давай меси бетон, заливай…».
— И в чем здесь криминал?
— Во-первых, несоответствие целей въезда в Россию. Во-вторых, государство теряет доходы. По рабочей визе работодатель обязан получить квоту и платить налоги. А по коммерческой может не оформлять трудовые отношения с полулегальным гастарбайтером и не делать в бюджет никаких отчислений. Незаконная трудовая миграция наносит огромный экономический ущерб государству. А с самим гастарбайтером начинаешь разговаривать, он даже представления не имеет, чем отличается рабочая виза от коммерческой.
БОЛЬШЕ ВСЕГО НАРУШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
— Одна из коллег рассказывает, что часто видит оборванных голодных китайцев, которые роются в мусорных баках. Какие проблемы чаще всего возникают у иностранных граждан, приезжающих к нам? И помогает ли им кто-то их решать?
— У нас есть телефон доверия, на который любой может позвонить и сообщить о таких вот фактах или о том, что иностранные граждане проживают по какому-то адресу явно незаконно. Всю ответственность за их пребывание несет приглашающая сторона. Изначально ни один иностранный гражданин не может въехать к нам без приглашения. За миграционный учет тоже отвечает приглашающая сторона. Но иногда приезжаем с проверкой, спрашиваем у работодателей: «Согласно регистрации, у вас работает 10 иностранцев. Где они?» Разводят руками: «Мы не знаем…». Или приезжаем и видим, что эти десять человек живут в жутких условиях, неизвестно, чем питаются. Скажу откровенно: некоторые работодатели, привлекающие сюда иностранную трудовую силу, бессовестные люди. Забирают у гастарбайтеров паспорта, используют их труд, а зарплату не платят.
По новому закону трудовые мигранты обязаны будут представлять подтверждение отсутствия судимости, наличия места для проживания, полиса добровольного медицинского страхования и оплаты налога на доход физических лиц.
— Но это же трудовое рабство?
— В некотором проявлении — да. И больше всего различных нарушений, в том числе недобросовестности работодателей по отношению к трудовым мигрантам, в сфере строительства. С начала года мы проверили уже более 4000 различных компаний и объектов на территории области. Более 600 работодателей привлечены к ответственности за незаконное привлечение иностранной рабочей силы и около 800 — за нарушение правил пребывания мигрантов.
— Как вы наказываете нерадивых работодателей?
— Штраф за одного китайского мигранта, который живет в неподобающих условиях или если ему не выплачивается зарплата своевременно, 400 тысяч рублей. Если мы их выявили 10 человек, получается 4 миллиона. Мы возбуждаем административное расследование, и юридическое лицо привлекается к ответственности. Уже в этом году мы наложили штрафов за различные нарушения почти 43 миллиона рублей. Не скрою, с юридических лиц взыскать штраф очень сложно. Как правило, подавляющее большинство компаний подают заявление в суд, потом судебные тяжбы длятся очень долго. Тем не менее доводим дела до логического конца.
С другой стороны, есть очень много вопросов и к самим иностранным трудовым мигрантам, особенно занятым в сфере сельского хозяйства. На 2014 год квоты на привлечение китайской трудовой силы для сельского хозяйства вообще не выделили. Потому что мы знаем, в каком состоянии у нас сейчас земли, которые они использовали: сплошь засорены пленкой. Сегодня есть разные рычаги, которые можно и нужно использовать в миграционной политике. И мы их используем.
ПАТЕНТЫ ДЛЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ
— На таком важнейшем стратегическом объекте, как космодром Восточный, сегодня трудится очень много мигрантов из СНГ. Это граждане из Молдовы, Киргизии, Украины. И даже несмотря на огромную значимость стройплощадки № 1, там масса нарушений, — констатирует Олег Самойленко. — Есть случаи, и особенно их было много на начальном этапе строительства космодрома, когда работодатели приглашают иностранцев, но трудовой договор с ними не заключают. Люди работают нелегально, а через месяц, когда подходит время зарплаты, им говорят: «Вы нам не подходите!» Мигранты вынуждены искать другие источники дохода — надо же выбираться из этой ситуации, хотя бы на родину назад вернуться. Отсюда и рост преступности, криминальных инцидентов в Углегорске.
— Космодром находится на территории закрытого территориального образования. Вот я сейчас захочу и сразу туда не попаду. Как же туда попадают трудовые нелегалы?
— Схема такая: работодатель или его агент набрал в другом городе группу из 20 узбеков. Их встретили на вокзале и везут в Углегорск. Есть пропуск на автобус, и на КПП его пропускают. А кто в автобусе, никого не интересует. Въезд для граждан СНГ безвизовый, но работать им нельзя, пока разрешение на них в миграции не оформят. Но только кто же будет содержать и кормить их просто так? Естественно, они работают — незаконно. По логике сначала работодатель должен получить разрешение, а потом уже завозить мигрантов. Но законодательно этот порядок не закреплен. Поэтому мы вместе с сотрудниками МВД и ФСБ выезжаем на космодром с рейдами, пытаемся держать работодателей в тонусе.
Мы надеемся, что патентная система вместо разрешений на работу по квотам для трудовых мигрантов, приезжающих к нам по безвизовому режиму, отчасти поможет изменить ситуацию к лучшему. Новый порядок будет действовать с 1 января 2015 года. По новому закону трудовые мигранты обязаны будут представлять подтверждение отсутствия судимости, наличия места для проживания, полиса добровольного медицинского страхования и оплаты налога на доход физических лиц, что составит стоимость патента.
Да, надо как-то отрегулировать наплыв к нам всяких мигрантов — и китайцев, и узбеков-таджиков. А то они просто заполоняют наш город, не только в Москву, где на каждом углу иностранцы-рабочие, пусть и из стран СНГ.
Может, новая система что и решит. Но ведь всяк знает: русский обязательно найдет лазейку уйти от закона, патента, наказания...
— землячка_ия (гость)