«Веселый «Улан-Батор»
Два раза в неделю трудящиеся Улан-Удэ, Зимы, Нижнеудинска, Красноярска, Тюмени и Екатеринбурга участвуют в многолюдных проявлениях российско-монгольского экономического сотрудничества. Тысячные толпы ждут у перронов скорый поезд номер пять Улан-Батор — Москва.
— Штаны, штаны берем! Шюбы, шюбы! Мягкие куртки кожа! — женские крики несутся из окон вагонов. Юные монголы в дубленках и шубах внакидку одна на другую торгуют в толпе с плеч. За пятнадцать минут происходит полнейшее физиологическое удовлетворение: поезд несется дальше, несколько полегчавший от торговли, а местные расходятся по домам и рынкам, чтобы там оценить приобретенное.
Редкие русские пассажиры, попав в монгольский экспресс, приседают от испуга: купе по самый потолок завалены сапогами, кухонными наборами, кофтами, перчатками. Здесь присесть негде! Но ничего — места находятся. И вскоре становится даже весело, как будто попадаешь за кулисы театра. Если же садишься в Иркутске до Москвы, то можно понять весь механизм челночного буйства.
В русском характере есть многое от наших средневековых обидчиков. Как и русские, монголы не могут сразу приступить к работе. В первый вечер, до станции Зима, поезд гудит. В прямом и переносном смысле. Молодые батыры хлещут водку, играют в карты. Потом начинаются драки. Иногда, по рассказам проводников, откусывают друг другу уши или вытаскивают ножи. В это время с ними лучше не спорить. Только монголки способны как-то влиять на процесс. Словом, все как у нас.
Правда, бывает, что запьет монголка, а муж из-за этого становится на нее сердит. В моем купе, например, произошла именно такая история. На станции Зима пьяная жена полезла торговать, муж Эдр (мне представился Эдуардом) оттащил ее от окна. Дальше были три часа выяснения отношений. Монголка дико ругалась (монгольский мат по свирепости круче русского), муж терпел. Потом начал ее немножко душить. Она хрипела и на время успокаивалась. Окончилось это уже под утро, когда он полез к ней на верхнюю полку и придавил к стене своим телом Тараса Бульбы. Наутро они были деловиты и веселы, торгуя в Иланской шапками и перчатками.
Труд челнока — это тяжелый и рискованный труд. За десятилетие торговли у монголов возникла удобная и налаженная система. В ней, правда, есть узкие места. Основное — провоз товара через границу. Таможня с той и другой стороны лютая. От челноков только перья летят. Однако и таможня понимает, что бизнес должен быть выгодным, иначе он заглохнет.
В Улан-Удэ существует перевалочная база, где накопленный товар позволяет какое-то время пополнять запасы, невзирая на причуды Думы или Хурала в таможенном законодательстве. В Екатеринбурге поезд пустеет — до Москвы едут единицы. Товару обычно хватает и на обратный путь.
Сама торговля из окон и на перроне не лишена известного блеска. Деньги в обмен на продукцию китайского ширпотреба передаются буквально рука в руку. В сложных случаях примерки из окна несется:
— Деньги давай, потом меряй! Сначала деньги!
Иногда, перед самым отправлением, из-под вагона выскакивают бичи, рвут добычу из рук, и снова ныряют под движущиеся колеса.
Весело и взаимовыгодно. Выгодно монголам — челнокам и оптовикам. Выгодно китайцам-производителям. Выгодно проводникам и линейной милиции. Выгодно жителям станций, приобретающим одежду в два-три раза дешевле, чем в магазинах. В Тюмень к поезду съезжается народ из Сургута и Уренгоя. Единственный, кто в данном раскладе остается в дураках — наше чугуннозадое государство, не умеющее организовать труд своих дешевых и квалифицированных портних и обувщиков. Да мы ведь весь мир способны завалить кофточками и шубами! Но — ничего, кроме разрухи.
А до Москвы со мной в вагоне доехал один только негр из Африки. Монголы называли его Малик или Чернок. Вот уж кто торговал совершенно виртуозно! Его сияющая белозубая физиономия вызывала на станциях веселый ужас.
— Ты где так загорел? — кричали ему.
— Меховые куртки, настоящая кожа — пятьсот пятьдесят! Перчатки мягкие кожаные — пятьдесят! — орал он в ответ.
В Данилове он продал последнюю пару и на Ярославский вокзал пошел, танцуя, с кожаным рюкзачком, набитом товарным эквивалентом. В Черкизове Малик затоварится и помчится до Иркутска навстречу очередному монгольскому экспрессу.
— Ему надо, — сказала проводница с уважением, — у него в Иркутске семья и последний курс университета.
— Понятно, — ответил я. — А вам не кажется, что они слезли с деревьев значительно раньше нас?
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии