Практически сразу после революции, в конце 20-х годов, в Приамурье стали перебираться переселенцы.  Молодая советская власть проводила громкую, как сегодня бы сказали, рекламную кампанию, обещая смельчакам новые поселения на благословенной амурской земле, плюс 400 рублей каждой семье на подъем хозяйства. Обещания, правда, выполнялись.

В те времена в Амурскую область из разных регионов Советской страны переехало большое количество обрусевших немцев. Немецкие фамилии и сегодня для Приамурья дело обычное. Так, благодаря немецким переселенцам, и появились в Тамбовском районе семь населенных пунктов, в том числе и деревня Шумановка. За несколько лет новые амурчане освоились, построили дома и даже, подчиняясь требованиям времени, создали свой колхоз, председателем которого стал энергичный Якоб Сименс. Сегодня официальных документов ни о колхозе, ни о его председателе, ни о самой деревне практически не осталось.

Целый год жители Шумановки провели в Харбине. Чтобы выжить, устраивались садовниками, официантами, грузчиками.

Историю амурской деревни написали в Германии

— О книге «Побег через Амур», изданной в Германии, в которой описана  история амурской Шумановки, я узнал случайно, — рассказывает Леонид Журавлев. — 30 марта 2007 года ко мне пришли три человека — представители семьи обрусевших немцев Ран: Елизавета, Николай и Рихерт. В пятом томе Книги Памяти «Спецпоселение» они нашли фамилии своих родственников, которые в 40-х годах подверглись репрессиям по национальному признаку.

Из разговора с членами семьи Ран он узнал о том, что их родственники жили в Шумановке.

Рихерт рассказал, что в Германии, где он сейчас живет, в 1946 году вышла книга «Побег через Амур» о жителях этой амурской деревни. Я знал историю сбежавшей в Китай деревни, но официальных документов никаких не было, поэтому сразу загорелся — как бы получить эту книгу, — вспоминает Леонид Матвеевич. — Рихерт нашел и ее передал через свою сестру Елизавету. Я обратился в БГПУ, чтобы мне перевели несколько глав.  

Несбывшиеся мечты

«Как же отличалось то, что мы представляли, от того, что было на самом деле, — говорили многие из немецких переселенцев, приехавших на амурскую землю, — написано в одной из глав раритетного издания. — И сюда дошла агрессивная политика ЦК, но здесь ее методы были еще более жестокими и бессмысленными. Вместо обещанных привилегий переселенцы получили высокие цены и пресловутый продналог».

217

 амурчан в одну из декабрьских ночей 1930 года тайно, по льду Амура, перебрались в Китай

Вскоре до далекой амурской деревни дошли новые тревожные новости — о выселении обрусевших немцев и многочисленных репрессиях. В «немецкой» деревне на берегу Амура прочно поселилась тревога и родилась мысль о побеге. Ближайшей страной, где могли укрыться беглецы, стал Китай.

«Переселенцы часто и подолгу смотрели на горы Китая и задавались вопросом: нельзя ли совершить побег через Амур, добраться до Харбина и уже оттуда до Северной Америки? В 1927 году совершены первые попытки перехода через границу, которые закончились удачно», — пишут авторы книги «Побег через Амур».

Опасный переход в Китай

Но надежды вместе с планами быстро таяли — советские власти стали укреплять границы молодого государства. За одни только мысли о побеге могли не то что отправить в лагеря, но даже и расстрелять. Но жителей Шумановки это не остановило… Собрав родственников и знакомых в соседних деревнях, 217 человек в полночь 16 декабря 1930 года по Амуру перешли из СССР в Китай.

— Собираться приходилось впопыхах. Люди оставляли все нажитое — скот, полные амбары, вещи, — продолжает увлекательную историю Леонид Матвеевич. — По слухам, даже забыли в покинутой Шумановке маленького ребенка. Об этом позже рассказали двое молодых ребят — братьев Гооге, которые вернулись в село, где их сразу задержали работники ГПУ. Их осудили за то, что они не донесли о планируемом побеге. Братья получили по нескольку лет в концлагерях, о судьбе же забытого в Шумановке ребенка ничего не известно.

Заграничный путь

В книге написано, что в китайской деревушке Янь-цу беглецов приютили и обогрели. К счастью бывших амурчан, одному из местных жителей удалось договориться с китайской полицией, а также приобрести лошадей для дальнейшего пути. По плану необходимо было проехать 80 километров до Чжаоляна, затем по автотрассе еще 580 километров до Цицикара, а уже оттуда до Харбина.

1927

год — совершены первые удачные попытки перехода через границу

Только на третью ночь измученные путники добрались до Чжаоляна, там с большими сложностями, но приобрели билеты на восемь омнибусов до Цицикара. О том, с какими сложностями столкнулись беглецы в Поднебесной, можно догадаться по кратким заметкам в «Побеге через Амур»: «Не у всех семей было достаточно денег, поэтому все сложили в общую копилку, только так удалось приобрести билеты для всех. 13 мучительных дней ожидания в Цицикаре, и наконец нескольким переселенцам удалось сесть на машину, идущую в Харбин. Там они первым делом отправились в немецкий комитет, который направил помощь для транспортировки и расселения беженцев в Харбине».

Целый год жители Шумановки провели в самом русском городе Китая. Для того чтобы выжить, устраивались садовниками, официантами, грузчиками. В качестве мест расселения им были предложены Мексика, а также колонии в Бразилии и Новой Гвинее. Основная группа беженцев из Шумановки 22 февраля 1932 года отправилась во Францию, а уже оттуда на пароходе в Парагвай. 

— Я занимался Тамбовкой и Тамбовским районом плотно, но даже в музее никакой информации о Шумановке нет, — отметил в конце разговора Леонид Журавлев. — Поэтому хотелось бы открыть для амурчан малоизвестную страницу истории их родного края — пусть и такую неоднозначную, как эту. Рассказ о целой сбежавшей деревне обязательно войдет в один из новых томов Книги Памяти.

О немецкой деревне напоминают только тополя

Сегодня, если бы Шумановка сохранилась, она относилась бы к Константиновскому району. В Константиновском районном краеведческом музее о сбежавшей в Китай деревне знают.

— Жители Шумановки не единственные, кто сбежал в Поднебесную в те годы. Из других деревень, правда, не так дружно, но тоже перебирались в Китай, — рассказала специалист экспозиционно-выставочного отдела районного музея Галина Черненко. — У нас есть научная работа по обрусевшим немцам, жившим в Константиновском районе, есть книга «Дети репрессированных. О времени и о себе», изданная в прошлом году, где также рассказывается история сбежавшей деревни.

Судьба тех немцев, кто остался в СССР, сложилась трагически. Их еще до войны переселили с обжитых мест, а некоторых и вовсе отправили в лагеря. Деревни же полностью снесли.

— Сейчас уже точно нельзя сказать, где находилась Шумановка. Но, как вспоминали очевидцы, немцы очень любили высаживать на своих улицах тополя. У нас в районе еще сохранилось несколько таких аллей. Может быть, одна из них как раз и на месте сбежавшей Шумановки, — добавили в музее.

Возрастная категория материалов: 18+