Недавно созданный дискуссионный клуб «Мой город — Благовещенск» собрал под одной крышей амурских политиков, бизнесменов, журналистов, преподавателей, неравнодушных к судьбе столицы Приамурья. Среди его участников — журналист Павел Савинкин, гендиректор «Амурского бройлера» Олег Турков, предприниматель Виктор Черемисин, бизнес-консультант центра развития предпринимательства «Прогноз» Андрей Конюшок, председатель Амурского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Борис Белобородов и многие другие известные горожане. На заседаниях высказываются и обсуждаются инициативы по развитию Благовещенска. Последнее из них было посвящено Леониду Завальнюку — его песни слышали многие, но кто их автор — знали единицы. Творчество Леонида Андреевича стало открытием для большинства присутствовавших.

«После просмотра нашего фильма ваше отношение к поэту изменится», — пообещал Игорь Горевой перед показом короткометражки, смонтированной вместе с журналистом Сергеем Логвиновым. Фильм вобрал в себя отрывки из интервью самого Леонида Андреевича и его друзей, например Виталия Вульфа, нарезку программ, посвященных ему, и записи его песен в исполнении Софии Ротару, Иосифа Кобзона, Валерия Леонтьева и дуэта Татьяны Рузавиной и Сергея Таюшева.

«Национальный поэт, и очень глубокий», — говорила о Завальнюке известный искусствовед Паола Волкова. Он не хотел жить в Москве, где поселился с конца 60-х, его все время тянуло в Благовещенск, где он начался как поэт. Судьба, скитальческая с самых первых лет жизни, привела Леонида Завальнюка — уроженца Киевской области — в амурское село Среднебелое, куда его распределили на армейскую службу. Здесь же начался творческий путь Леонида Андреевича. Его стихи стали печатать в двух военных газетах, а потом, как подающего надежды, поэта перевели служить в Благовещенск. Здесь случилась «встреча всей его жизни» — на съезде амурских литераторов он познакомился с Марком Гофманом, ставшим ему лучшим другом, учителем и редактором. Гофман оставался главным критиком, собеседником, помощником Завальнюка на протяжении более полувека. И все эти годы поэт приезжал в Благовещенск, где, по его признанию, он чувствовал себя как дома.

«Где дом друзей, там родина моя…» — говорил Завальнюк. Многие из его стихов посвящены Приамурью и Благовещенску, который стал для него источником вдохновения, притягивавшим его всю жизнь. Познакомить благовещенцев с многожанровым творчеством Леонида Завальнюка — такова цель проекта Игоря Горевого «Леонид Завальнюк. Возвращение». В прошлом году Игорь Геннадьевич участвовал в издании книги «Слово и цвет. Сто стихов — сто картин». Замысел этого альбома вынашивал и сам поэт. Эту книгу, а также поэму «Осень в Благовещенске» уже можно купить в амурской областной научной библиотеке.

Вдова Леонида Андреевича, с которой встречался Игорь Горевой, передала для будущей музейной экспозиции личные вещи поэта — письменный стол, пишущую машинку, рукописи, а также 30 подлинников картин, написанных ее мужем. Планируется, что неделя под лозунгом «Леонид Завальнюк. Возвращение» начнется 18 мая. В рамках программы мероприятий в Амурском краеведческом музее откроется выставка картин Леонида Завальнюка, где будут представлены и его вещи. Планируется открытие мемориальной доски поэту на здании БГПУ. Кроме этого, состоится большая концертная программа с участием эстрадно-джазового оркестра города, который сыграет знаменитые песни советского времени, написанные на стихи Завальнюка.

— Во всех библиотеках города пройдут мероприятия, посвященные творчеству поэта, рассчитанные на разную аудиторию. В Благовещенске еще раз покажут постановку белогорских артистов «Поэт из настоящих», — рассказала одна из координаторов проекта Ксения Карпычева.

У авторов проекта далеко идущие планы, в числе которых — учреждение негосударственной литературной премии имени поэта, создание ремейка фильма «Человек, которого я люблю», снятого по сценарию Завальнюка, и даже мюзикл на его песни.

Осенняя мелодия

Слеза — осенних дней примета —

Росой холодной потекла,

И журавли уносят лето,

И журавли уносят лето, 

Раскинув серые крыла.  

Звенит высокая тоска, 

Необъяснимая словами,

Я не один, пока я с вами, 

Деревья, птицы, облака, 

Деревья, птицы, облака.  

Кружатся листья, как записки,  

С какой-то грустью неземной,

Кто не терял друзей и близких, 

Кто не терял друзей и близких, 

Пусть посмеется надо мной.  

Немало мы по белу свету

В исканьях радости кружим. 

Порой для слез причины нету,

Порой для слез причины нету,

Но кто не плакал, тот не жил.  

И часто плачем мы невольно,

Когда дожди стучат в окно, 

Не потому, что сердцу больно, 

А потому, что есть оно.  

Звенит высокая тоска, 

Необъяснимая словами, 

Я не один, пока я с вами, 

Деревья, птицы, облака, 

Деревья, птицы, облака.