• Ослабление рубля дает шанс овощеводам потеснить китайскую продукцию на рынке.
  • Нынешняя посевная обойдется аграриям как минимум в полтора раза дороже, чем прошлая.

5 главных проблем амурских фермеров: 

1. Невозможность напрямую продавать свою продукцию потребителям 

2. Высокая стоимость железнодорожных перевозок 

3. Неподъемные тарифы на электроэнергию 

4. Трудности в получении кредитов на развитие хозяйства 

5. Отсутствие современных складов для хранения своей продукции 

В условиях действующего эмбарго на ввоз овощей из Европы импортозамещение стало главной темой прошедшего накануне в Москве 26-го всероссийского съезда крестьянско-фермерских хозяйств. Амурскую область на нем представляли пять глав КФХ. В качестве представителя крестьянско-фермерских хозяйств  Дальнего Востока на съезде выступил глава КФХ С.Е.В. из Благовещенского района Евгений Соколовский. 

Еще недавно главной головной болью для амурских овощеводов был диспаритет цен — их продукция не могла конкурировать с менее качественной, но более дешевой китайской. Последнюю не только массово завозят из Поднебесной, но и еще несколько лет назад активно выращивали на амурских полях. По словам аграриев, китайские агрономы добивались ее невысокой себестоимости, используя пестициды, небезопасные для здоровья человека, и без меры применяя удобрения и стимуляторы роста, поднимающие урожайность. К тому же китайские рабочие зачастую трудились в полях нелегально и за низкую зарплату. Но с 2013 года введена нулевая квота на привлечение рабочих из КНР в аграрный сектор.

— Несмотря на это, некоторые бригады продолжали и продолжают нелегально работать. И до недавних пор они производили достаточно большой для Приамурья объем продукции, который давит на рынок, перебивая цену. Например, один кирпичный завод выращивал около 300 гектаров картошки, — говорит Евгений Соколовский.  — И в этом году такие попытки будут, но при нынешнем соотношении рубля и юаня они не смогут уже выставить такую низкую цену, как раньше.

Ослабление рубля дает шанс овощеводам области потеснить китайские продукты на этом рынке. Правда, в ближайшие несколько месяцев — в апреле, мае и июне — для местных производителей наступит «мертвый» сезон, когда старый урожай иссякнет, а новый еще не вырастет. Рынок заполнят овощи из Поднебесной, цена которых будет заоблачной. 

— Весной в магазинах появится по-настоящему дорогая китайская продукция — думаю, капуста будет стоить около 100 рублей, — говорит фермер.  — За эти месяцы традиционно происходит вымывание нашей продукции с рынка. В ряде других регионов эту проблему решили за счет строительства современных охлаждаемых складов. На съезде нам сообщили, что в этом году в нескольких субъектах начнет работать программа по строительству оптово-логистических центров. С Дальнего Востока в нее вошло пока лишь Приморье. Но мы надеемся, что, возможно, в следующем году очередь дойдет и до нас. Это позволит на три месяца увеличить срок хранения, а значит и продажи нашей продукции, которая заменит импортную.

44

процента — примерно такова сейчас рентабельность в амурском полеводстве. При улучшении технологий и качества семян она может достигнуть 50 процентов

Импортозамещение стало лейтмотивом прошедшего фермерского съезда. С этого года в стране начнут действовать шесть программ, направленных на поддержку именно малых хозяйств, выращивающих овощи, производящих мясо и молоко. Среди приоритетных также проекты по развитию селекции и семеноводства овощей и картофеля и строительству овощехранилищ в самих хозяйствах. По предварительной информации, ни в одну из программ Приамурье пока не включено.

Сейчас перед фермерами остро стоит другая проблема — невозможность пробиться к потребителю.

— Наша продукция не может попасть в торговые сети. Мы приносим картофель в магазин, где он стоит, например, 15 рублей, и предлагаем — возьмите у нас за 10 рублей. Нам отвечают, что работают только со своими поставщиками. А когда мы выходим на поставщиков, те соглашаются купить картошку по семь рублей. Маленькие магазины и ларьки предпочитают работать с теми же китайскими бригадами, — объясняет глава КФХ С.Е.В. — Кроме того, все овощные рынки, даже стихийные, заняты приезжими из Китая и Средней Азии. Появление в этом году первого фермерского дома в Благовещенске с бесплатными местами в помещении магазина «Овощи» — выход из ситуации. Крестьяне могут напрямую продать плоды своих трудов с минимальной наценкой — таких цен вы не найдете ни в одном магазине города. Другой вопрос, что таких площадок только в областном центре нужно открыть еще 10—15, чтобы всем хватило места.

Хозяйства Приамурья продают овощи не только в пределах области, но и в соседние Хабаровский край и Якутию. Так, КФХ С.Е.В. поставляет в Республику САХА в 10 раз больше семенного картофеля, чем в Приамурье, где спрос на него невелик. С развитием в регионе овощеводства и картофелеводства  область может работать не только в рамках ДФО, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона, уверен Евгений Соколовский.

— Мы могли бы поставлять продукцию и на запад страны, где живет основная часть населения. Но не можем сделать этого из-за неподъемного железнодорожного тарифа. Мы испытываем его пресс дважды: когда завозим с запада удобрения, технику, пестициды и когда пытаемся отправить на запад свои овощи и бобовые. Это делает нашу продукцию неконкурентоспособной. В своем выступлении на съезде я озвучил эту проблему как одну из ключевых для фермеров Дальнего Востока, — отмечает Евгений Соколовский. — В 2013 году, после наводнения, и частично в прошлом году действовал нулевой тариф. Мы не требуем его вернуть, но хотелось бы, чтобы для производителей сельхозпродукции из ДФО был особый тариф. Транспортная составляющая просто выкидывает нас с этого рынка.

Среди других проблем, озвученных на съезде амурским фермером, — стоимость электроэнергии для аграриев, возвращение в программу лизинга собранной на заводах области сельхозтехники и прямое субсидирование процентной ставки по кредитам.

— Последний вопрос — один из самых серьезных. Сейчас, чтобы получить возмещение части процентов по кредитам фермерам, банкам и министерству, приходится проводить большую документальную работу. Кроме того, если ты взял кредит в марте, то в лучшем случае получишь субсидию в октябре. Наша инициатива — сразу давать кредиты фермерам под более низкий процент, а субсидию выплачивать напрямую госбанкам, — рассказывает фермер. — Нам почти 10 лет говорили, что это невозможно. Но сейчас, в условиях кризиса, государство по такой схеме помогает крупным градообразующим предприятиям. Мы сослались на этот факт, и теперь наше предложение рассмотрит Госдума. Надеюсь, многое из наших инициатив получат одобрение.

100

рублей будет стоит китайская капуста в магазинах весной

На съезде аграрии сетовали, что получить кредит стало почти невозможно — займы стали очень дорогими, а сроки рассмотрения заявки непомерно увеличились. «Рост процентов по кредитам сделал многие планируемые проекты нерентабельными — браться за них нет смысла», — приводили аргументы фермеры.

Еще одна особенность  грядущей посевной — серьезное подорожание всего, что необходимо для ее успешного проведения: техники, топлива, химикатов и удобрений, а главное — семян.

— До этого года фермеры на западе страны имели выбор — покупать отечественные или европейские семена. Этой весной эмбарго, позиция Россельхознадзора и подорожание валюты свели выбор на нет. В итоге импортные семена почти не завозятся, а то, что было произведено российскими предприятиями, уже раскупили. Сейчас на западе купить качественные семена той же картошки очень сложно, — поясняет глава КФХ.

По его словам, Приамурью дефицит семян картофеля не грозит — продукции двух семеноводческих хозяйств, одним из которых является его КФХ, должно хватить, чтобы удовлетворить спрос. Что касается семян овощей, то амурские хозяйства на 90 процентов используют импортные семена, в частности голландские. Они подорожали в 2—2,5 раза.

— Их все равно будут покупать, так как это подорожание скомпенсируется ростом цен на овощи. В целом нынешняя посевная обойдется раза в полтора дороже, чем прошлая. Это станет окончательно ясно в середине апреля, когда она вступит в активную фазу,— считает аграрий.

С развитием в Приамурье овощеводства и картофелеводства область может работать не только в рамках Дальнего Востока, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Экологичная продукция требует плуга и лошадей

Из-за снижения курса рубля по отношению к юаню амурская продукция стала доступнее для китайских покупателей. Однако самым большим спросом пользуются не продукты, а соя — с января караваны с царицей амурских полей потянулись в КНР через пункт пропуска Поярково — Сюньке, сотрудники которого оформляют вдвое больше машин, чем положено нормативам.

Продавать сою в Китай сейчас выгоднее, чем в другие регионы страны, — КНР платит за нее на семь тысяч рублей за тонну больше, чем в среднем по России. У этого сотрудничества самые благоприятные перспективы. Что касается овощей, выращенных амурскими фермерами, то интерес к ним со стороны китайских потребителей растет — сейчас за рекой в моде «зеленые», полезные для здоровья, продукты. В то же время по- настоящему экологически чистой продукции в Приамурье нет — так как нет системы сертификации этого вида товара.

— Покупать наши овощи не торопятся, хотя интерес проявляют. Экологически чистая продукция стоит дороже, она рентабельнее, поэтому работать с ней выгоднее. Но у нас нет по-настоящему экологически чистой продукции, так как нет системы сертификации. А если мы возьмем любую европейскую систему сертификации, то наши овощи недотянут до нее. В некоторых есть такие требования к экологически чистым продуктам, как, например, выращивание их на земле, которая отдыхала в течение 50 лет, или обработка земли исключительно вручную и плугом на лошадях.

Интерес к растительной продукции из Приамурья проявляли и предприниматели из Японии, готовые при условии полного контроля технологий выращивания по хорошей цене выкупать овощи. Такая схема успешно работает в Приморском крае, где местные фермеры выращивают для Японии морковь и японскую тыкву.

Возрастная категория материалов: 18+