ОТТ-сервисы (Over The Top сервисы, осуществляющие доставку сигнала через интернет-канал) WhatsApp, Viber и Skype становятся реальным конкурентом мобильной связи, однако как интернет-мессенджеры они не несут затрат на инфраструктуру и не подлежат регулированию со стороны государства. Такая ситуация сильно напрягает операторов «большой тройки», которых все больше загоняют в жесткие законодательные рамки.
Генеральный директор «Мегафона» Иван Таврин в интервью телеканалу «Россия-24» предложил отрегулировать работу Viber, WhatsApp и других популярных мессенджеров в России. По мнению топ-менеджера, приложения работают в «серой» зоне, вне принятого в телеком-отрасли регулирования, также их используют в своих целях террористы и спамеры. При этом сами их разработчики безвозмездно зарабатывают на дорогой инфраструктуре, созданной операторами связи, сообщает «Интерфакс».
Письмо с жалобой на бесплатных конкурентов в Минкомсвязи и Роскомнадзор направил и вице- президент МТС по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов, пишет газета «Ведомости».
В послании представитель МТС делает упор на то, что Skype и подобные ему компании сейчас не подлежат российским лицензионным требованиям. В компании предлагают чиновникам определить правовой статус провайдеров, обязать вкладываться в инфраструктуру — OTT-сервисы чаще всего используют сети, в сооружение которых сотовые операторы вложили огромные деньги. Кроме того, в компании обращают внимание чиновников, что в ЕС, в частности во Франции, также пущен ход по лицензированию OTT-сервисов.
Глава «Мегафона» признал, сотовые операторы поддерживают новые формы коммуникации, поскольку также заинтересованы в развитии сетей передачи данных. Однако Иван Таврин считает несправедливым то, что SMS-сервисы операторов и интернет-мессенджеры находятся в разных условиях. В качестве примера он привел спам. Российские операторы инвестировали большие средства в IT-решения, позволяющие бороться со спамом. У операторов «большой тройки» в 2013 году появились отдельные технологические платформы, предназначенные для борьбы с SMS-рассылками и спамом. Вместо сложной процедуры с походом в офис компании стало возможным отписаться от той или иной рассылки, отправив претензию на короткий номер. После этого спам весь ушел в Viber, WhatsApp и всевозможные мессенджеры.
На словах МТС и «Мегафон» поддерживает и «Вымпелком» («Билайн»), однако направлять письма в ведомства в компании не собираются.
В амурском управлении Роскомнадзора отмечают, что на сегодняшний день намерений принять законодательное регулирование ОТТ-сервисов нет.
— За последние 3–4 года стало очевидным, что вновь вводимые сооружения связи строятся с прицелом на передачу данных. Для обычных пользователей передача данных — это в первую очередь интернет. Операторов сотовой связи можно понять, ведь бесплатно оборудование у них не появляется. Однако накануне президент однозначно сказал, что в России ограничений интернета не предполагается, — прокомментировал руководитель амурского управления Роскомнадзора Дмитрий Батурин. — Что касается терроризма в интернете, то в этом направлении работают определенные государственные структуры. Конечно, нельзя сказать, что установлен полый контроль, но он ведется.
Аналитики рынка считают, что сотовые операторы уповают на госрегулирование OTT-сервисов, так как сами не располагают рычагами для воздействия на них. Операторы не могут запретить OTT-трафик своих абонентов, так как в таком случае потеряют лояльность пользователей.
Быстрый рост проникновения смартфонов в абонентской базе приводит к тому, что традиционные SMS и MMS теряют популярность в пользу ОТТ-мессенджеров, таких как Skype, WhatsApp или Viber. Потери российских мобильных операторов от коммуникационных OTT-сервисов по итогам 2014 года составили 15—20 млрд рублей, или около 2 % их доходов, посчитали недавно аналитики J′son & Partners Consulting (J&P).
В первом квартале 2015 года выручка российских операторов от SMS упала на 3,6 % в сравнении с аналогичным показателем 2014-го, и на 0,9 % по отношению к четвертому кварталу 2014 года — до 13,2 млрд рублей, говорилось в исследовании AC&M Consulting.
Лидером на российском OTT-рынке, по мнению J&P, является сервис IP-телефонии Skype, который использует более 70 % респондентов, далее следуют проекты Mail.ru Group (Mail.ru Агент, «Одноклассники», ICQ и VK), мессенджер WhatsApp, а также QIP, Facebook и Viber.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии