Первые же кадры картины напоминают нам о лентах «Левиафан» и «Изображая жертву» — за последующие без малого два часа зритель увидит еще много разнообразных аллюзий. Прошкин уже работал с писателем-сценаристом Юрием Арабовым, как работал и его отец — известный советский и российский режиссер, снявший, в частности, «Холодное лето 53-го». В сотрудничестве с этим автором династия выдала «Чудо» и «Орду», но именно «Орлеану» суждено было стать своего рода фильмом-вызовом. Это еще более примечательно, если вспомнить, что лента создана при поддержке Министерства культуры, а ведь дразнить наиболее нервные слои российского общества она начинает еще афишами. На них сложно не разглядеть Елену Лядову в образе Мадонны, причем не той, что время от времени падает с американских сцен. Орлеанское общество погрязло в разврате, преступлениях и равнодушии к страданиям ближних, а потому ему положена соответствующая кара.
Буря, которая сотрет провинившийся город с лица земли, приближается не спеша, по булгаковским канонам. А пока высшие силы арендуют под офис заброшенную АЗС и берутся за грешников персонально. Стандартно воплощенный на экране Виктором Сухоруковым Экзекутор, не знающий жалости и не восприимчивый к смерти, стращает грядущими муками за прерывание беременности парикмахершу Лидку (Лядова). Образ жизни одинокой провинциальной сотрудницы индустрии красоты заставляет ее регулярно прибегать к услугам акушера Рудика (Ягодин). Обратившись к нему за помощью и в этом неординарном случае, героиня невольно вовлекает в не самую приятную историю и других жителей города, в том числе и начальника полиции Неволина (Виталий Хаев), который, конечно, практикует деспотизм и двурушничество, а расслабляется массажем и «амазонками». Вступая в заранее проигранную борьбу с незнакомцем, который воплощает в себе всю воландовскую свиту и самого Воланда в придачу, орлеанцам придется узнать, к чему приводят покушения на собственную совесть.
Изначально «Орлеан» — это роман, в котором также предостаточно аллюзий, магического реализма и философских забав. Арабов вкладывает доходящий до комичного пафос в уста Экзекутора, который при этом является людям то клерком, то сантехником, а то и вовсе обитателем выдвижного ящика в морге. При этом обычные жители города, вроде бы не выходящие за рамки привычно греховного существования, время от времени преспокойно демонстрируют неплохие познания в области неоплатонизма и ницшеанства. Этот факт заставляет вспомнить о романах Виктора Пелевина. И не зря. К середине картины речь пойдет, например, о медитациях с помощью неработающего телевизора. Зато тематика спиртного и наркотиков, характерная для подобного кино, в «Орлеане» задвинута куда-то на третий план, да и выпив, герои становятся свидетелями таких событий, что мгновенно приходят в себя. Создатели фильма предпочитают теме дурмана тему смерти. Начинается лента подобно криминальному сериалу и время от времени пытается чем-то таким быть. Ну и в приезжем цирке заживо распиливают пополам граждан Российской Федерации.
Сами по себе главные персонажи сыграны безупречно. Елена Лядова за роль Лидки получила серебряного «Святого Георгия» на последнем Московском международном кинофестивале — в фильме ей удается несколько раз кардинально перевоплотиться, что не могло уйти от внимания жюри фестиваля. Театральный актер Олег Ягодин нечасто появляется на киноэкранах, хотя амурчане на днях могли увидеть его в «Ангелах революции» в рамках «Амурской осени». В «Орлеане» он играет умного человека, отгородившегося от выпавших на его долю несчастий и собственной слабости стеной отточенного цинизма. Этой практике он, в отличие от остальных персонажей, остается верен до конца. Виталий Хаев, наоборот, регулярно предстает перед зрителем в телесериалах и к тому же долгое время ассоциировался с ведущим какого-то там всероссийского лото. Но именно в авторском кино (а «Орлеан», безусловно, именно таков) ему удается найти нужное пространство, и даже жаль, что закон запрещает его битому судьбой герою с говорящей фамилией Неволин нецензурно выражаться.
«Орлеан» не назовешь ни глупым, ни скучным, не перенасыщенным «чернухой», тем не менее больших сборов ему явно не видать. Зато Прошкин сотоварищи в очередной раз с успехом продемонстрировали, что на деньги, выделяемые Фондом кино, можно снимать не только идиотские комедии с дарованиями из КВН, но и ленты, достойные внимания фестивалей европейского и мирового значения. Фильм хорош в том числе и деталями. Чего стоят только гигантский кот Гильгамеш со своим двухсекундным бенефисом или пушкинский набор из трех игральных карт, завершающий линию начальника полиции. Удивительно, но происходящее не оставляет гнетущего отголоска в сознании зрителя. И дело даже не в том, что все обязательно получают по заслугам. Несмотря на бетонную стелу на въезде в город и прочие материальные доказательства существования русского Орлеана, он все-таки не выглядит настоящим. А выдумкам, даже самым изощренным, не так-то просто сопереживать.
Возрастная категория материалов: 18+
Как правильно отметил рецензент — фильм неоднозначен и полон философских аллюзий. Единственно — это не о городе Орлеан (яркая параллель — американский Новый Орлеан где на 222000 граждан приходится 119000 преступлений в год, превращённый ураганом Катрин в развалины). Повествует этот фильм о нашей стране, погрязшей в злобе и безнравственности, бездуховности и преступлениях. И, как доказательство — обратите внимание на надпись Орлеан у въезда в город, за ней — нефтяной насос. Причём, надпись начинает светиться, когда насос на пару секунд приходит в движение. Маленькое торнадо на горизонте — такое далёкое в начале фильма, вырастает до небес и вдребезги разносит окна в финале. Экзекутор — Воланд? Да Бог с вами, это образ Совести. Продажный полицейский символизирует исполнительную власть. Врач Рудик — символ тех, кто предпочитает ничего не видеть и не слышать, смиряясь с произволом царящим вокруг, закрываясь цинизмом и понемногу теряющих человеческий облик. Имеющий глаза — да увидит. Цельная и качественная работа режиссёра и актерского ансамбля потрясает и ошеломляет. Давно не видел такого фильма созданного отечественной кинематографией. Браво!
— vsKluchick (гость)