Ольга Гордиенко
Страшно лететь? Но выбора нет
Новость о том, что самолет компании «Когалымавиа» разбился на Синайском полуострове Египта ранним утром 31 октября, парализовала и не выходит из головы. 224 оборванные жизни. Глаза пробегают длинный список жертв, в основном с одинаковыми фамилиями. Ты гадаешь: вот муж, жена, а вот целая семья, высчитываешь возраст несчастных деток, и становится больно... А еще — страшно летать. Даже несуеверным.
В нашей редакции нашлось несколько человек, которые были пассажирами злополучной «Когалымавиа», переименованной в 2012 году в MetroJet. Услышав название, наверное, не одна я ощутила, как по спине пробежали мурашки. В конце августа летела самолетом этой авиакомпании в Турцию. До того как зайти на борт, я и не знала о существовании такого авиаперевозчика и лишь обратила внимание на расхождение названия авиакомпании в турваучере, на табло в аэропорту и надписи на самолете. «Когалымавиа» оставила благоприятное впечатление. Несмотря на то что чартерные перевозки часто задерживают, наш ночной рейс до аэропорта Даламан и обратный вылет были выполнены минута в минуту по расписанию. Летели, кстати, хорошо. Бортпроводники MetroJet мне показались вежливыми и заботливыми. Стюардессы за три часа несколько раз нас попоили, не дожидаясь просьб. Возник даже диссонанс — во время 8-часового путешествия из Благовещенска в Москву персонал «Трансаэро» лениво предлагал напитки лишь дважды — когда разносил питание. Разваливающихся сидений и подлокотников, о которых сейчас говорит экс-персонал, в аэробусе замечено не было. А традиционные заслуженные аплодисменты после посадки были. И приземлились мягко. Не то, что в позапрошлом году в Черногории, когда пилоты «Саратовских авиалиний» заставили даже меня, не страдающую аэрофобией, перекреститься — посадка в Тивате была грубой, снижение резким, к горлу то и дело подкатывала тошнота. И тогда я по достоинству оценила виртуозно сажающие самолеты экипажи родных «Трансаэро», «Якутии», «Владавиа», «Аэрофлота», которые в разные годы успешно доставляли меня в столицу и обратно.
Я уже много лет всем заявляю, что не боюсь летать. Среди аргументов и «все мы под небом ходим», и более удручающая статистика автоаварий. Но так было не всегда. Мой дебют как авиапассажира состоялся 10 лет назад. Зайдя впервые на борт видавшей виды «Аннушки», я тряслась, как ягненок перед жертвоприношением. Но когда быстро добралась до Хабаровска, оценила все достоинства воздушного транспорта. Следующий рейс — до Иркутска, аэропорт которого славится своей сложностью и опасно короткой ВПП. Полет нормальный! И я полюбила летать! Если жители центральной части России со своими микрорасстояниями могут позволить себе роскошь сберечь нервы, то у нас, дальневосточников, выбора нет. Хочешь не хочешь, а с аэрофобией приходится бороться.
Мы есть в Twitter, на Facebook, Вконтакте, YouTube, в «Одноклассниках», Instagram и в Моем мире на mail.ru!
На этом фоне и вера в надежность «наших» авиакомпаний возрастает — ведь к такому длительному маршруту от Благовещенска до столицы кого попало не допустят. Правда самолеты, чей возраст перевалил за 15—20 лет, далеко не всегда внушают оптимизм. Даже если вы — человек несуеверный.
Лет шесть назад во время командировки в Москву техническая неполадка притормозила наш старенький боинг авиакомпании «Якутия» прямо на взлетной полосе. Я уже отослала кучу СМС, попрощалась с друзьями, но самолет почему-то остановился. Полчаса мы кружили по ВПП, после чего нас попросили выйти, не объясняя причин. Как пояснили потом, зажглась кнопка о технической неисправности, но проверка не показывала никаких отклонений. Специалист, который мог дать разрешение на полет, прилетел только на следующее утро — оказалось, в нашем аэропорту в боингах никто не разбирается. Рейс задержали почти на сутки. Несмотря на сорванные планы, стыковочные рейсы, к такой перестраховке все отнеслись с пониманием. Уж лучше так, чем ЧП в небе!
В другой раз во время рейса в столицу той же самой «Якутией» на меня сразу после взлета … закапала вода. Ощущения малоприятные. И дело даже не в перспективе стать мокрой за 7,5 часа полета, а в осознании, что «что-то не так» и самолет «разваливается на глазах». Особенно когда в соседнем ряду над пассажиром с маленьким ребенком с громким звуком открылась крышка, вылетела кислородная маска. Напугались все. Крышку, постучав, с грехом пополам закрепили (кстати, пару раз она снова отпадала), а мне принесли пакет салфеток, которыми я заткнула щели, из которых лилась вода. И это еще цветочки. Вот знакомая сегодня вспоминает, как при взлете в Новокузнецке что-то заскрежетало, словно отвалилась часть самолета, и в салоне начали вскрывать пол… Их высадили, рейс задержали. Все обошлось... Но с тех пор она боится самолетов!
Пилотам и пассажирам рокового рейса MetroJet не повезло… Погибших уже не вернешь, но все хотят знать причины самой масштабной катастрофы в истории российской и советской авиации. Версию о теракте специалисты опровергают, хотя многие верят в нее. РБК пишет, что основной версией остается поломка лайнера. Телекомпания НТВ в день трагедии сообщила, что второй пилот самолета перед вылетом жаловался на техническое состояние воздушного судна. Правда, возраст разбившегося аэробуса «всего» 18 лет — еще летать и летать! Пять лет назад авторитетный Forbes опубликовывал рейтинг, согласно которому у 13 российских авиакомпаний средний возраст парка самолетов превышает 20 лет! За эти годы крылатые перевозчики явно состарились. Кстати, у «Когалымавиа» уже были инциденты, связанные с плохим состоянием флота. В 2010 году у самолета подломилась стойка шасси, другой борт заходил на аварийную посадку. В 2011-м лайнер загорелся перед взлетом, во время аварии погибли три человека, после ЧП компания и сделала ребрендинг.
Как нам не допустить повторения беды, извлечь уроки и обезопасить себя и детей? В интернете уже появились призывы не летать российскими чартерами, не пользоваться услугами мелких авиаперевозчиков… Простите, но чем же нам, амурчанам, тогда летать?! «Аэрофлот», у которого самый молодой парк в стране, нас в очередной раз покинул и вернуться не обещал. И даже гиганта «Трансаэро» позволили обанкротить и умудрились объявить ненадежным! Причем одна из причин, которая привела компанию в финансовое пике — то, что она накупила в кредит слишком много самолетов. Непозволительная роскошь, знаете ли, обновлять технику в кризис.
Сейчас, после трагедии, конечно, проверят состояние воздушного флота страны, кого-то накажут, лишат сертификата эксплуатанта. Но глобально это проблему не решит. Вот вы часто летали новыми самолетами? Я — ни разу.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 05.11.2015
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Да страшно. Через несколько дней в Москву, а уже места себе не нахожу. Хотя всегда летала с Трансаэро и ни о чём не беспокоилась. А сейчас видимо придется пить успокоительное перед рейсом.
— ! (гость)Сегодня пишут часть тел имеют повреждения взрывного характера
— Андрей Анохин