Застолье на кладбище
В родительский день многие из нас устремляются на кладбища, где покоятся родные и близкие. Накануне мы обязательно приезжаем, чтобы собрать сухую листву, привести в порядок памятники и оградки, убрать мусор и старые венки.
В нашем городе два кладбища. Одно получило название «Старое», так как оно существует еще с того времени, когда Тында была поселком, другое в народе окрестили «Новым», хотя имеет иное название — Валентиново. Мне приходится бывать на обоих кладбищах, поэтому ежегодно я наблюдаю одну и ту же картину: люди приносят с собой грабли, кисти, тряпки, перчатки… и водку! «А как без горячительного на могиле родственника?» — спросите вы.
В этом году 8 и 9 мая я ездил в северные поселки Соловьевск и Уркан. Поэтому мой путь каждый раз лежал через старое кладбище Тынды — оно расположено на выезде из города. Заметил: некоторых моих земляков буквально вытаскивали с кладбища, потому что от количества выпитого таких горе-посетителей скорбного места не держали ноги.
На родительский день на кладбище творится что-то невообразимое. Мы тащим на могилы своих близких еду, алкогольные напитки. Когда на надгробии соседней могилы я увидел трехлитровую банку киселя, подумал, что попал в банальную столовую. С людьми, пришедшими проведать нашего родственника, у меня завязался спор. Они давно уверовали, что обычай пить алкоголь, а потом оставшиеся капли выливать на могилу усопшего, принят в православии. Объясняю им, что нет такого в нашей вере. Как и того, что надо обязательно устраивать на кладбище шумное застолье.
Кладбище любит тишину! Наши материальные приношения усопшим уже не нужны. Лучше прочитать молитву или зажечь свечи. Все остальное — это отголоски языческих обрядов.