Свой в доску

Четвертого декабря 2014 года все государственные СМИ сообщили о ЧП в российской авиации. Среди пострадавших назывались двое пилотов новой модификации истребителя МИГ-29. Самолет упал в деревне Чемодурово, но особые подробности не разглашались. О настоящей трагедии, замешанной на героическом подвиге, заговорили только на следующее утро. 

В социальных сетях разлетелась весть о том, что командир экипажа скончался в НИИ скорой помощи им. Склифосовского. Им оказался один из лучших летчиков-испытателей мирового масштаба. Как сейчас говорят его одноклассники и учителя,  свой в доску — парень из амурской глубинки, сын пилота-истребителя, всегда знавший, что пойдет по стопам отца. 

— Серега очень уверенно учился на «пять баллов», причем делал это без зубрежки и особого напряжения. Но что меня поражало больше всего — совершенно спокойно перестраивался на любой музыкальный инструмент, — вспоминает одноклассница Сергея Ольга Савватеева. — Мы вместе с ним выступали в школьном ВИА  и в ансамбле народных инструментов возжаевской Школы искусств. В народном ансамбле Сергей играл на аккордеоне и домре, в школьном ВИА — на клавишных и бас-гитаре. Он совсем не боялся браться за что-то новое и везде добивался успеха. 

Поминать своих учеников, все равно что хоронить собственных детей, уверяют учителя. Школа № 1 расположена на территории бывшего военного гарнизона. В середине 90-х годов прошлого века большинство учеников — это дети офицеров из местного истребительного авиаполка. Почти всех после выпуска раскидывало по большой и необъятной стране. Одни уезжали с родителями к новому месту службы, другие сами становились потомственными военными. Поэтому здесь привыкли провожать, но не поминать и оплакивать. Погибшего пилота в стенах учебного заведения до сих пор называют Сережкой. 

— Сережка был талант, но не звезда. Его успехи никак не отражались на отношении к окружающим. Со всеми на равных, и я думаю, именно поэтому у него все получалось. Он стремился жить и все всегда хотел. Всегда играл на бас-гитаре и вдруг — почему бы не попробовать ударные? — делится учитель музыки Елена Николаева. — Садился за барабаны и начинал их осваивать. Для нас он еще и образец мужчины. Сильный, надежный и преданный. Такой никогда не подведет и не обманет. 

Снайперская гибель 

Как позже напишут в газетах и расскажут по телевидению, подвиг Сергея тоже под силу лишь людям одаренным и талантливым. Тот полет был, что называется, крайним — испытания модернизированной машины подходили к завершению. МИГ-29К проверялся предельными нагрузками. В какой-то момент стало ясно — самолет перешел невозвратную черту и выйти из опасного положения не сможет. Будучи командиром экипажа, Сергей катапультировал напарника, а сам принял единственное возможное решение —  нашел пустырь, в который мастерски направил падающий истребитель. 

После этого катапультировался сам, но для наполнения купола парашюта не хватило каких-то полминуты. Врачи сделали что смогли, буквально собрали по частям и сшили израненного летчика, однако этого оказалось недостаточно. В деревне Чемодурово подвиг пилота называют снайперским. Он буквально «уложил» истребитель на небольшом пятачке земли между школой и жилыми домами. Благодаря этому ни один житель деревни не погиб. У Сергея остались жена и трое детей. 

Подробный материал о героическом амурчанине в четверг, 26 мая.