Из Северной столицы на Кавказ
Ровно 110 лет назад, в августе 1906 года, в Амурскую область из Москвы был направлен на изыскания новой железнодорожной магистрали инженер путей сообщения Роберт Ренквист. Девять месяцев ударного труда по трассировке более надежного выхода России к Тихому океану подорвали его здоровье и оказались для моего предка последними в его недолгой, но богатой на события жизни. В апреле следующего года он скончался в благовещенской больнице. Только сейчас нам начинают приоткрываться страницы этой драматической истории.
Роберт Олафович (или Роман Алексеевич в обрусевшем варианте) был шведских корней, но его родители осели в Петербурге. Именно там он родился 16 декабря 1850 года и вырос. По соседству с домом находилась старинная «Петришуле» — школа для иноземцев, где, видимо, Роберт и получил базовое образование. В 1873 году он закончил «полный курс наук» в самом престижном и одном из старейших технических вузов страны — Институте инженеров путей сообщения императора Александра I в Санкт-Петербурге.
110
лет назад, в августе 1906 года, в Амурскую область из Москвы был направлен на изыскания новой Амурской железной дороги инженер путей сообщения Роберт Ренквист
Судьба забросила Романа Алексеевича членом комиссии по изысканию железной дороги между Владикавказом и Тифлисом (Тбилиси) через Квенамтский перевал. Тогда результаты работы Ренквиста были «похоронены» из‑за начавшейся русско-турецкой войны. Однако и по ее окончании «южный вектор» в судьбе уроженца Северной столицы империи не отпустил его далеко: в 1878 году он назначен участковым инспектором Поти-Тифлисской железной дороги. Грузинские архивы пока нам не вполне доступны, но есть все основания полагать, что Роман Алексеевич серьезно обосновался в столице русского Кавказа. Там он встретил свою вторую половинку — Марию Николаевну Голубятникову. Как свидетельствуют сохранившиеся у нас метрические записи, 23 июня 1878 года в Тифлисе родилась их дочь Мария — наша прабабушка, которую я хорошо помню. А 23 марта 1880 года молодая семья пополнилась Лидией. Обе родовые ветви дочерей Ренквистов существуют до сих пор — соответственно в России и в США.
«Он мог заказать вагон и прицепить его к любому поезду»
Роман Алексеевич был не только инженером-железнодорожником, коллежским асессором, но и промышленником. Развитие нефтяного хозяйства и открытие железных дорог на Кавказе серьезно повысили спрос на механические и особенно чугунолитейные изделия. В 1881 году инженер Ренквист становится владельцем небольшого, но передового по меркам того времени предприятия. На его чугуноплавильном заводе работало 120 человек. Основным заказчиком изделий была Закавказская железная дорога.
После почти двух десятков лет работы на Кавказе Ренквист снова резко меняет географию своей жизни и деятельности, переезжая в центральные области России. Дочери получают прекрасное образование в Московской частной женской гимназии Е. Констан, дополнительно берут уроки музыки, жена становится хозяйкой усадьбы на Петровском бульваре. В 1892 году Роман Алексеевич был переведен в Общество Московско-Казанской железной дороги сначала помощником, а затем начальником участка, в то же время продолжая числиться в списках Министерства путей сообщения. В 1897 году стал инспектором министерства по контролю за сооружением Бологое-Псковской железной дороги и Кашинской ветви, а в 1902‑м — по сооружению Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги новых линий. Именно к этому периоду относятся воспоминания бабушки, как «Роберт Олафович мог в любой момент заказать свой вагон и прицепить его к любому отходящему поезду». В 1905—1906 годах служил производителем работ по постройке моста на Московской окружной железной дороге.
К московскому периоду биографии Ренквиста относится радостное событие в его жизни: в апреле 1904 года супруги выдают замуж старшую дочь Марию. Ее избранником оказался золотой медалист Московской консерватории, начинающий, но уже известный в музыкальных кругах композитор, киевлянин немецко-польских корней Рейнгольд Глиэр. Она сразу влюбилась в молодого преподавателя, три года развивался их бурный роман в письмах, которыми они продолжали обмениваться при первом же случае все 52 года счастливой совместной жизни. Уже в июне 1905 года он встречал двух внучек — Лию и Нину.
Найти и удержать в Приамурье
Самым отдаленным, трагичным и загадочным стал амурский этап жизни Ренквиста. Амурчанам не надо объяснять, когда и почему у государства возникла необходимость срочно и любой ценой вернуться к строительству Амурской железной дороги, полному завершению которого в октябре этого года исполняется ровно 100 лет. Объявить его «вопросом жизни и смерти… русского престижа в Азии», по выражению генерал-губернатора Приамурья П. Ф. Унтербергера. И неслучайно туда были направлены лучшие кадры со всей страны. 3 июня 1906 года было принято решение Совета министров о производстве изыскательских работ на трассе будущей железной дороги между Сретенском и Хабаровском, а уже 9 августа Роман Ренквист назначается начальником IV изыскательской партии в восточной части АЖД в районе будущей станции Талдан.
«Образовались притоны для продажи контрабандного спирта, тайга заполнилась хищниками и обнаружены случаи грабежей и убийств». Среди рабочих было много каторжан. Как следствие — человеческие потери при изысканиях Амурской железной дороги превышали потери при ведении боевых действий!
На всем протяжении изысканий и строительства АЖД найти и удержать в тяжелейших условиях инженеров-путейцев и особенно руководителей работ стоило неимоверных усилий, так как люди любыми способами старались вернуться на «большую землю». И было чего опасаться: тяготы службы инженеров были больше, чем у простых рабочих, смертность среди старших служащих превышала смертность среди рабочих почти в два раза.
Как отмечает в своей записке министр юстиции И. Г. Щегловитов, уже во время экспедиции Е. Ю. Подруцкого (именно под его началом и работал отряд Ренквиста) в 1906—1907 годах, когда на линии будущей Амурской магистрали почти не было населения, «во многих местностях образовались уже притоны для продажи контрабандного спирта, тайга заполнилась хищниками и обнаружены случаи грабежей и убийств». Среди рабочих была высока доля каторжан. Как следствие — человеческие потери при изысканиях превышали процент потерь при ведении боевых действий!
Вызволить погибающего в тайге мужа
Но опытный путеец Ренквист в свои 56 лет трудностей не боялся, да и не имел на это права. Удивляет только одно: зачем было бросать в пекло труднейшего участка уже немолодого семейного человека, которому железнодорожное начальство еще в 1899 году предоставляло двухмесячный оплачиваемый отпуск «для излечения застарелого хронического недуга»? Московская правнучка Ренквиста Сэнта Викторовна Глиэр в домашнем сундучке обнаружила пачку писем за зиму 1906—1907 годов от Марии Николаевны к дочери в Берлин, из которых просто доносится отчаянный зов о помощи погибающему в тайге мужу и описываются мытарства в начальственных кабинетах в попытках вытащить его домой.
9
месяцев проработал Роберт Ренквист в Приамурье, после чего 56‑летний инженер путей сообщения умер — причина его гибели до сих пор неизвестна его потомкам
Настойчиво повторяется в них имя начальника соседней третьей партии инженера Николая Дмитриева, как видно, давнего, еще со времен учебы в Санкт-Петербурге, и близкого друга Романа Алексеевича, внезапная и трагическая гибель которого резко сломила дух Ренквиста. Лишь новогодний перевод на «более комфортные» работы по Благовещенской ветке помог ему поправиться. И на рубеже февраля и марта написать домой радостную телеграмму с обещанием закончить все работы 15 июня и вернуться в Москву к именинам жены, 22 июля. Но через пять недель, 16 апреля 1907‑го, его не стало. В свидетельстве о смерти не указан диагноз, а благовещенская городская больница на наш запрос ответила, что документов Ренквиста у них нет, и посоветовала обратиться в областной архив.
Амурские тайны остаются нераскрытыми
Амурские загадки истории Ренквиста остаются неразгаданными: непонятно, в какой из больниц Благовещенска он умер, каким транспортом и каким путем (вверх по Амуру через Сретенск?) доставили тело в столицу, где его встретила дочь Лидия и сопроводила в Москву для отпевания и похорон? Печально, но в нашей семье долгие годы не было принято даже вспоминать о немецких и шведских предках, и как итог — расположение могилы супругов Ренквистов сейчас неизвестно ни нам — дальним потомкам, ни администрации Ваганьковского кладбища. Московская же усадьба когда‑то большой и успешной семьи пустует и постепенно разрушается. В этих условиях представляется важным сохранить хотя бы символическую, «виртуальную» память о давно ушедших и достойных людях. Мы уже начали передавать информационные материалы о Романе Ренквисте и семейные реликвии в столичные транспортные музеи, готовим доклад о нем на юбилейные X Дорохинские чтения в Албазине, договорились об аналогичном сотрудничестве с железнодорожными и краеведческими музеями Читы, Сковородина, Свободного и Благовещенска. Общественность Приамурья могла бы посодействовать наименованию одной из сопок вблизи станции Талдан и улицы в Благовещенске именем инженера Ренквиста, тем более что в апреле 2017 года будет 110‑летие его кончины на амурской земле. Очень хотелось бы, чтобы имя этого самоотверженного профессионала не было забыто.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии