«Диггеры» — это прекрасная иллюстрация того, что отечественным хоррор-мейкерам предстоит еще долгий и извилистый путь, и к тому же совсем не факт, что эта дорога приведет их к успеху. Постановщику Корневу 35 лет, но творение его выглядит как поделка первокурсника, которому не суждено получить диплом. Фильм представляет собой неуклюжую нарезку сценок, разыгранных плохими актерами под руководством никудышного режиссера. Снимал же все это оператор, которого разыскали в стране отвратительных телесериалов. Последний старательно выполняет установку на экономию бюджета: трясущиеся камеры, вычурные ракурсы, тьма, туман и брызги кетчупа, которые сами по себе, видимо, должны вызывать у зрителя чувство ужаса. Большая часть денег, судя по всему, ушла на костюмы для парочки монстров, населяющих московское метро (про них разговор отдельный), но благодаря этому все остальное действие лишено не только мало-мальских спецэффектов, но вообще представляет собой серию нелепых диалогов в одних и тех же декорациях. Надо полагать, это небольшой сектор петербургского метрополитена (да, одну столицу снимали в другой!), куда допустили эту самую «съемочную группу». В это трудно поверить, но одни и те же герои успевают дважды пролезть сквозь одну дырку в стене, дважды нырнуть в один колодец, а по лесенке забраться и спуститься раз пять, не меньше.
Столичное метро в представлении Корнева — сырая и лабиринтоподобная свалка, часть которой затоплена подземными водами. Ощущение того, что все вокруг давно заброшено, должно как бы поддерживать атмосферу страха, но вместо этого вызывает чувство стыда за российскую государственность. Создатели «Диггеров» воодушевленно делают кальки с самых идиотских фильмов ужасов заграничного производства, решительно избавляясь от здравого смысла и логических соответствий. При этом на чистый трэш у киноделов, взрастивших себя на всех этих «Мамах» и «Свиданиях», духу не хватает. Пусть и с рейтингом 16+ (всему виной, наверное, резиновый и корявый отрыв башки в середине), но картину планировали показывать в кинотеатрах. Значит, должна быть любовь, мораль, семейные ценности, юмор и все такое прочее. Результаты попыток обозначить доброе и вечное образовали в сюжете непреодолимую свалку, и зрителю приходится продираться еще и через бессмысленные сценарные ответвления. В связи с тем, что «Диггеры» целиком сняты так, чтобы самым неприятным образом раздражать публику, их вообще непросто досмотреть до конца. А нужно. Именно в финале творческий замысел Корнева засияет во всей своей канализационной красоте, расставит точки над всем, чем надо и не надо, и даже оставит вполне вместительную лазейку для продолжения. Которое по вполне понятным причинам вряд ли когда-либо состоится.
Почему фильм получил такое название — неизвестно. Среди его многочисленных персонажей диггером может именоваться только один и то с большой натяжкой. Как и все остальные герои картины, он в первую очередь является городским сумасшедшим. Под конец нам раскроют скрытую мотивацию поступков этого украшенного скромным ирокезом парня, но она лишь подчеркнет его психические проблемы. Прочие представляют собой две группы обитателей нормального, «верхнего мира». Чтобы нам было еще труднее разобраться в происходящем, Корнев переплетает две временные линии, разделенные пятью днями. Они ничем не отличаются друг от друга, но вот так нужно. Первая — о пассажирах метро, которые не доехали до места назначения, сгинув в сырых и плохо совещенных туннелях. Вторая, стало быть, о тех, кто отправился на поиски. Душа, избалованная голливудскими пряниками, требует участия какого-нибудь спецназа, но денег нет, и вместо экшена нам предлагают держаться за двух разнополых сопляков, которые полезли под землю разыскивать канувших в неизвестности друзей. Дружба — это хорошо, но тупость — это плохо. Однако Корнев без дрожи в голосе рассказывает нам историю о том, как целый поезд с людьми был остановлен на перегоне и подвергся кровопролитному нападению, но заинтересовало это исключительно парочку простых и молодых ребят.
В отсутствии разнообразия персонажный список «Диггеров» не упрекнешь. Тут есть и бизнесмен с суицидальными наклонностями, и косплей-девица с мечом («реплика, но убить можно»), и молчаливый азиат с кейсом, пристегнутым к запястью, и даже съемочная группа (надо полагать, телеканала РЕН-ТВ). Единственное, что вам нужно знать — все эти сказочные герои присутствуют в сюжете исключительно в качестве мебели, а редкие попытки сделать хоть кого-нибудь действительно значимым для сюжета проваливаются под музыку нервного смеха в зале. Чудище-страшилище, бесчинствующее в подземке, старательно отлавливает эту публику. Для этого монстр оснащен тепловым зрением (позаимствовали у «Хищника», ну и что) и «звуками, которые издает кит». Из-за этого безобразия спрятаться в межстанционных туннелях толком не удается. Как в нормальном третьесортном американском ужастике, герои просто ходят туда-сюда, несут чушь и отправляются на корм страшилищу. Правда, в Америке такие вот «фильмы» от греха подальше выпускают сразу на видео, а не крутят в широком прокате в Год национального кино. Конечно, глубокое своеобразие и шикарные перспективы российской киноиндустрии целиком и полностью отражены в этом творении, но Минкульт мог бы принять участие, скажем, в возврате денег недовольным зрителям. С другой стороны, куда мы денемся без вечных студентов, умеющих пробивать себе путь в бетоне кременными лбами.
Корневу, конечно, не хватает возможностей для истинного размаха. Первая половина фильма вообще исполнена одних только предчувствий, зато ближе к концу некто в резиновом костюме подземного рептилоида прямо-таки не вылезает из кадра. Монстр напоминает своего коллегу из американского «Сингенора», да и «Диггеры» вообще своим уровнем качества пребывают где-то неподалеку. Картине ярко светит звание худшего фильма года из тех, что добрались до кинотеатров. Впрочем, ожидать того, что нас перестанут пичкать подобными субпродуктами в дальнейшем, не приходится. Героям ленты свойственно вести пространные предсмертные разговоры, держась руками за дыру в животе размером с теннисный мяч. Во время одной из таких речей звучит фраза «Как-то тупо получилось», которая наилучшим образом характеризует всю эту операцию по освоению 52 миллионов рублей. «Диггеров» не спасает даже отдающая наркотическими переживаниями философская концепция насчет того, что надо быть осторожнее в своих желаниях и мечтах. Спасать тут, собственно, нечего. Такие фильмы в любом городе снимают молодые люди из чистого любопытства и с карманными бюджетами. Выдавать же подобную самодеятельность за российское кино как минимум стыдно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии