Собственно, это и весь сюжет: есть трое мужчин и неоднозначная картина, из-за которой закадычные друзья едва не становятся врагами. К слову, ссора мужчин — дело рук трех женщин: пьесу написала женщина-драматург, на русский язык ее адаптировала женщина-переводчик, постановку на сцене воплотила женщина-режиссер, актриса Юлия Меньшова.
Герой Андрея Мерзликина Сергей — успешный человек, стоматолог — «всегда хотел считать себя ценителем искусства». Именно он приобрел за полмиллиона картину современного и, по его словам, известного художника — белое полотно.
В этой роли Андрей Мерзликин предстает в несколько неожиданном для поклонников амплуа. Если на телеэкране мы привыкли видеть несдержанного бандита, мужественного спецназовца или уверенного в себе режиссера, то в спектакле перед нами — эксцентричный любитель всего модного и современного. Образ порой доведен до гротеска. Этому способствует сама игра актера, о которой можно сказать хрестоматийным «вы переигрываете».
Немного нервный, простой работяга, но при этом стремящийся к исключительности Марк (Константин Юшкевич), не может понять, как его лучший друг потратил на «белую фанеру» полмиллиона.
Он смеется в лицо Сергею, без обиняков называя его покупку глупой, а само произведение ничем иным, как «белым дерьмом». Но все же и он не безупречен. При всем кажущемся здравомыслии и у него имеются «грехи» — навязанное женой увлечение гомеопатией.
Пожалуй, самая сложная роль — простоватого и неудачливого Ивана, дурака, как он сам себя называет, досталась Дмитрию Марьянову. Мягкий, покладистый, этакий «всеобщий примиритель», он как буфер между противоположностями — Сергеем и Марком. Большинство философских рассуждений о дружбе и взаимоотношениях вложено в его уста.
«Когда редко видишь друзей, начинаешь их терять», — произносит его герой. Дмитрий Марьянов признался, что, вживаясь в роль Ивана, считывал черты характера со своего товарища — Алексея Шатского. «Я даже специально одежду с него снял», — рассказал актер. Правда, ультрамодная, вызвавшая гомерический смех в зале, красная шапочка — чистая придумка самого Марьянова.
Пьеса Ясмины Реза называется ART («Искусство»). Режиссер Юлия Меньшова в своей постановке смещает акценты, таким образом поставив в центр не споры о современном искусстве, а проблему современных отношений. В центре скандала запросто могла оказаться не белая картина, а, скажем, неоднозначная, но уже запрещенная выставка американского фотографа или вовсе не произведение искусства, а к примеру, спорный полуостров или симпатии ктой или иной политической партии. Создатели спектакля ставят вопрос о том, что связывает и объединяет разных по характеру и взглядам людей и можно ли поступиться собственными убеждениями ради друга. В ситуации и героях многие зрители могут увидеть себя, свои отношения с друзьями. Когда редко видишься с ними, перемена в их характере и взглядах особенно разительна. «Надо чаще встречаться», — наверняка с такой мыслью покидали зал зрители.
На фестивале «Амурская осень», можно сказать, прошел премьерный показ «Друзей». Он был поставлен в марте этого года и в сентябре впервые отправился на гастроли. Кроме театралов Москвы, его видели только в Хабаровске, Владивостоке и Благовещенске. После спектакля артисты признались, что на Дальнем Востоке их работу приняли очень тепло, но особенной атмосферой в зале отличился Владивосток.
«Мы не друзья»
После спектакля трио Марзликин, Юшкевич и Марьянов в гримерке пообщались с журналистами.
«Мы не друзья», — предвосхитил беседу с прессой Дмитрий Марьянов. «Конечно, мы давно знаем друг друга. Это, наверное, отчасти повлияло на то, почему мы все согласились играть в этом спектакле, — добавил Андрей Мерзликин. — Для меня это важно, потому что мне было приятно влиться в такой «коллектив» вместо Гоши Куценко».
— Дмитрий, вы в жизни такой же мягкий, как ваш персонаж?
Д. М.: — Я не такой, наоборот, я жесткий и со мной очень сложно жить. Моя жена хочет сдать меня в аренду и наварить на этом денег: люди должны доплачивать, чтобы отдать меня обратно.
— То есть вы легко можете сказать другу, что он купил «белое дерьмо»?
Д. М.: — Да, друзьям могу. Друзьям и надо говорить правду.
К. Ю.: — Я Дмитрия знаю давно. Он, конечно, не мягкий, но что-то от этого героя у него присутствует. Какая-то безбашенность.
— Вы очень востребованные артисты, как нашли время на фестиваль?
А. М.: — О фестивале мы знали давно, за полгода нас уведомили, что мы участвуем в «Амурской осени», очень важном фестивале для всех нас.
— Чья оценка вам важнее: жюри или зрителей?
А. М.: — Хочется сказать, что в нашем возрасте участие важнее (Смеется). Конечно, приехать сюда, в приграничье, землю, которая так глубока историей, это для нас важно.
К. Ю.: — Да чего говорить: зал встал — и это хорошо! Это приятно.
А. М.: — Принимали нас здорово, замечательно. Было легкое волнение перед спектаклем. И вообще это странно, когда перед спектаклем его объявляют, объявляют имена членов жюри, а потом заиграла музыка — и наш выход.
Д. М.: — Мы специально съездили и купили женьшеневый чай, тяжело переносить смену часового пояса, поэтому мы сегодня на женьшене.
— Как Юлия Меньшова справлялась с тремя такими брутальными мужчинами и как вам с ней работалось?
А. М.: — Прекрасно работалось, Юлия Владимировна замечательный режиссер.
Д. М.: — Всякое было: и бутылки кидались, и слова кидались — все, как положено, как и должно быть. Если все будет гладко, ничего не получится. В муках рождалось. Наше видение не всегда совпадало.
— Обычно так ссориться из-за пустяка могут только женщины, а у вас мужчины передрались не на жизнь, а насмерть…
А. М.: — Причем тут женщины? Мне кажется, им, наоборот, свойственно сохранять здравый рассудок. Истерить, возможно, больше женская прерогатива, но чтобы поссориться из-за ерунды… Женщина мудрее, потому, наоборот, она сделает шаг, чтобы сгладить этот конфликт. Между мужчинами, в силу того, что у них эго сильнее, серьезнее относятся к своим игрушкам, столкновения могут происходить чаще и они могут быть и жестче.
Спектакль намного серьезнее, чем мы пытаемся рассказать. В силу того, что сам жанр предполагает, что вы пришли в театр после работы уставшие, и чтобы мы не загружали зрителя. Но зритель сам умный и серьезный, он поймет, о чем эта история. Нам было важнее сыграть друзей. Друзья могут поругаться — вот корень спектакля, а проблема, конечно, мировая. Когда постмодернизм меняет традиции во всем, не только в живописи. Дело ведь не в живописи.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии