Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Диплом против потребности

— Павел Александрович, в Амурской области последние годы сохраняется стабильная тенденция: выпускники школ массово идут учиться на юристов, экономистов, госслужащих, а после вуза не могут устроиться на работу по специальности. Такая ситуация во всех регионах Дальнего Востока или только у нас?

— Нет, это общий тренд. И уже остаточное явление от рынка труда 2000-х, когда для родителей было критически важно, чтобы ребенок просто получил высшее образование и ходил с дипломом. Лучше — с красным. Чтобы поменять эту тенденцию, надо показать и родителям, и детям нужное направление. Вот на сегодня ситуация такова, что более 70 процентов вакансий на рынке труда — это рабочие профессии. Но надо рассказывать и показывать, что рабочий сегодня — это не человек в замасленной робе, который старым инструментом чинит оборудование в грязной подсобке. На передовых производствах совершенно иные условия труда и современное оборудование, на котором могут работать профессионалы. Мы встречались с амурскими работодателями, спрашивали: сколько получает, например, водитель спецтехники в лесопромышленном комплексе? Выяснилось — около 100 тысяч рублей. Это неплохая для региона зарплата. 

Популярность рабочих профессий растет, и происходит это не само по себе. Во-первых, это реальные потребности экономики, во-вторых — целенаправленная работа государства. Недавно была принята программа популяризации рабочих профессий: проводятся конкурсы мастерства, информация о кадровом рынке идет в СМИ. И люди задумываются о том, что многие эти специальности действительно могут оказаться более выигрышными для детей. Поэтому тренды меняются.

— Но этот процесс идет очень медленно. Потому что все-таки диплом о высшем образовании — это диплом о высшем образовании. Это престиж и какие-то гарантии. 

42,5

тысячи рублей — средний уровень зарплаты на Дальнем Востоке, тогда как в России — 34 тысячи

— Согласен, медленно. Но я не уверен, что он должен идти быстрее. Система складывалась десятилетиями. Помните, раньше был госплан, распределение, у каждого выпускника была гарантия трудоустройства и пусть не высокого, но стабильного дохода. Когда мы неожиданно вошли в рыночную экономику, все хозяйствующие субъекты получили экономическую свободу, а выпускники учебных заведений — свободу выбора. Все-таки рынок труда — это производное от экономики. Мы пока не сформировали обратную систему — когда концентрация людей генерирует идеи, под которые открываются новые производства. Так, например, происходит в Силиконовой долине.

— В Амурскую область в последние годы пришли инвесторы мирового уровня: Газпром и Сибур. Строятся новые современные предприятия, на которых будут трудиться тысячи людей. Но где их брать? Не случится ли, что к моменту пуска предприятия инвесторам не хватит элементарных рабочих кадров? Скорость реализации инвестпроектов и подготовки кадров одинаковая?

— Вы задали наиточнейший вопрос! Действительно, вопрос обеспеченности трудовыми ресурсами инвесторы часто оставляют на потом. Сначала инвестиционный план, ТЭО и чуть ли не на этапе пусконаладочных работ возникает вопрос: а где взять химиков? А их нет. Для этого существует свой инструментарий. Как раз наше агентство, имея опыт решения таких задач, может подсказать варианты решения проблемы. 

— И какие варианты? 

— Если посмотреть на карту кадрового покрытия Газпромпереработки, например, компания предполагает использование всего 10 процентов выпускников. Все остальные специалисты будут собраны с рынка труда — как регионального, так и федерального. Но главное — у нас есть концентрация химиков в других регионах. Рынок труда — это всегда конкуренция. Людям абсолютно все равно, где работать — в ТОРе или в свободной экономической зоне. Покажите условия труда, профессиональную перспективу, социальную инфраструктуру, а в идеале — еще и упакуйте в хорошую идеологию. Быть причастным к серьезному проекту — интересно и хорошо. А если это сопровождается хорошей финансовой поддержкой и возможностью решить социальные проблемы (например, получить жилье) — почему нет? Если инвестор создаст условия для специалистов, то люди поедут в другой регион на конкретное предприятие. 

Рынок возможностей

—  Вы считаете, на Дальний Восток действительно поедут из других регионов? Одно дело, когда россияне ездят на работу в Москву или Санкт-Петербург из центральных регионов. А Дальний Восток — это далеко и незнакомо.

— Люди относятся к Дальнему Востоку уже менее осторожно. За последнее время много сказано про его приоритетность, и многие хотят узнать, что это такое. Весной мы запустили «горячую линию» для соискателей работы на Дальнем Востоке — чтобы люди узнавали о возможностях трудоустройства. Все-таки работа — это главная причина закрепления населения. С марта безо всякой рекламы линии мы получили более 1000 обращений. Дальний Восток для центральной части остается макрорегионом, потенциал его пока не раскрыт.  Каждый регион должен с чем-то ассоциироваться и конкурировать за трудовые ресурсы. 

— По вашему мнению, чем Амурская область может заманивать кадры?

— Назову три фактора, которые сразу вижу. Первый — новые современные предприятия. Кто-то из вас может назвать проект в чистом поле с емкостью до 10 тысяч рабочих мест? Да, Амурский газоперерабатывающий завод — это глобальный проект! Космодром Восточный — по сути, это новая надежда российской космонавтики, хай-тек и передовые знания. Человек может быть у истоков истории. Второй фактор — карьера. На новых предприятиях динамика карьерного роста совсем другая, чем в западных компаниях. Там ты можешь годами сидеть в офисе на одной должности. Но здесь, если у тебя есть амбиции и желание учиться,  возможностей для продвижения гораздо больше. Ну а третий фактор: природа, солнце и романтика — лирика в наше время для людей тоже важна.

Природа, солнце и романтика — лирика в наше время для людей тоже важна.

Поэтому рынок труда Амурской области, с одной стороны, — это рынок возможностей. Но работодатели не будут ждать, пока люди это поймут и будут переучиваться, — они будут привлекать нужных специалистов из других регионов. Поэтому перед руководством региона и инвесторами стоит сложная задача увязать эти моменты. Мы получили предложение поучаствовать в разработке стратегии кадрового развития региона — и мы намерены принять участие в этой работе. Это интересный, важный проект, который поможет учесть многие факторы и обеспечить закрепление кадров в Амурской области. 

Профессии, которые будут востребованы в Амурской области до 2020 года:

Промышленность 

— электрогазосварщик

— оператор технологических установок

— электромонтер 

— мастер по техническому обслуживанию оборудования

— водитель

— слесарь по ремонту оборудования

Сельское хозяйство 

— агроном

— животновод,

— тракторист-машинист

Лесное хозяйство

— вальщик леса

— установщик деревообрабатывающих станков

— оператор деревообработки

— машинист 

Строительство

— каменщик

— плотник

— штукатур-маляр

Газопереработка и химия

— лаборант химического анализа 

— машинист насосных установок

Досье  АП

Учредитель Агентства по развитию человеческого капитала —  Министерство РФ по развитию Дальнего Востока. Его цель — комплексное решение вопросов по обеспечению ДФО трудовыми ресурсами, достижение положительной миграционной динамики за счет дополнительного притока населения и его закрепления. Агентство оказывает информационное и организационно-методическое сопровождение мер по привлечению работников из других субъектов России, информационную и методологическую поддержку работодателей в вопросах обеспечения трудовыми ресурсами. 

Структура ведет комплексное сопровождение инвестпроектов по их обеспеченности трудовыми ресурсами, предоставление информации о рынке труда, реализацию проектов и инициатив по улучшению имиджа Дальневосточного федерального округа. В функциях агентства — внедрение передовых практик в систему дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.