Учите ребенка разговаривать
«Что ты там лепечешь? Повтори, ничего не поняла!» — наверняка знакомая фраза, которую вы когда-либо слышали на улице, в детсаду или в школе. И хорошо, если эти слова обращены к трехлетнему малышу, а если к дошкольнику или первокласснику? В последнее время педагоги бьют тревогу: дети не умеют разговаривать, односложно отвечают на вопросы, а пересказ текста для них вообще становится подвигом. И проблема не только в том, что наши сыновья или дочери не могут связывать слова в предложения. Проблема в том, что им не удается говорить чисто и без дефектов. Многие шепелявят, картавят, некоторые вообще не произносят и половины букв алфавита.
Сегодня учителя начальных классов рекомендуют родителям первоклассников обращать внимание на речь детей и до поступления в школу постараться избавиться от дефектов. Встревожены и логопеды. С каждым годом во время профилактических осмотров специалисты находят у детсадовцев все больше нарушений — как речевых, так и психических. Однако обращаться к специалистам родители не спешат и продолжают надеяться, что чадо со временем научится говорить правильно. Иногда так и происходит. Но бывают и серьезные нарушения, для исправления которых нужны многочасовые занятия с ребенком и, соответственно, большие финансовые вложения. Ведь только одна консультация логопеда сейчас стоит от 500 рублей, а на постановку одного звука требуется от трех до пяти занятий.
Когда три года назад моему сыну в детсаду выдали направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), я была в шоке. На такой комиссии проводят комплексную диагностику ребенка. С ним общаются логопеды, дефектологи, педагоги, психологи и выставляют диагноз. Это может быть как задержка речевого развития, так и психического. Если родитель получает такое направление, чаще всего у него срабатывает защитная реакция: мой ребенок еще маленький и успеет всему научиться. Мой сын тогда не очень хорошо разговаривал и произносил не все звуки, впрочем, как и многие в его возрасте малыши.
Направление на ПМПК получили родители еще нескольких детсадовцев. Одни выбросили бумажку в мусорное ведро, не придав значения, другие начали звонить по указанному в листке номеру телефона. В числе вторых оказалась и я. Однако прежде чем принять окончательно решение, решила проконсультироваться у специалистов, насколько наш случай запущенный, ведь сыну тогда было всего три года. Сначала мы обратились в реабилитационный центр «Надежда». Логопед, послушав ребенка, заниматься с ним не отказалась, но посоветовала встать на очередь в специализированный детский сад.
— А чего вы боитесь? Зато ребенка разговаривать научат, пояснила она. — Там хорошие специалисты, да и заниматься с ним будут бесплатно, а так выложите кругленькую сумму.
Сходили мы и к психологу. «А если он вообще говорить перестанет? — спросила она. — В группе же будут разные дети. Что потом будете делать?»
Хотите, чтобы ребенок научился говорить чисто и без дефектов, занимайтесь дома.
Слова специалиста вновь вызвали в моей душе бурю эмоций и сомнений, а правильно ли поступаю? Но я приняла решение: «Если пойму, что сын начнет замыкаться в себе и перестанет говорить, переведу его обратно в обычную группу».
Мы собрали все необходимые документы. Однако на комиссию сына пригласили не сразу, ждать пришлось около полугода. На самой встрече с ребенком поговорили логопед, психолог и педагог. Вердикт был однозначным — логопедический детсад. Ждать место в нем нам пришлось еще год. Сначала сыну было некомфортно, и это понятно — другая обстановка, иные требования, специальные занятия и каждую неделю домашнее задание.
— Хотите, чтобы ребенок научился говорить чисто и без дефектов, занимайтесь дома, — убеждала нас, родителей, логопед. — Это работа не только специалистов. Разговаривайте с детьми, обязательно делайте замечания и поправляйте, если неправильно произносят слова. Требуйте, чтобы ребенок несколько раз повторил то или иное слово или фразу. Тогда результат гарантирован, иначе успеха не будет.
Кстати, дети в группе действительно попались разные. Один мальчик, по словам его мамы, до четырех лет вообще не произносил ни звука, а придя в этот детсад начал говорить. И у других детей, правда с меньшими речевыми проблемами, каждый месяц были слышны и видны улучшения. Так что опасения психолога не оправдались — сын не стал замкнутым и даже нашел друзей. Единственное, на что жаловался, так это на отсутствие девочек. В их малочисленной группе их всего две. По словам специалистов, девчонки говорят лучше, чем мальчишки, и в специализированной подготовке чаще всего не нуждаются.
После двух лет занятий сыну удалось поставить все звуки и теперь только от нас зависит, насколько правильной, красивой и разнообразной будет его речь. Поэтому, если вашему малышу порекомендуют пройти психолого-педагогическую комиссию, не отказывайтесь от профессиональной помощи и не выкидывайте направление. Возможно, эта бумажка поможет вам слышать и понимать своего ребенка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«У будущих первоклассников тренируйте память и развивайте речь»: советы учителей начальных классов
Как избавиться от дефектов речи: советы родителям дает логопед
Гаджеты вместо ладушек: откуда у современных детей проблемы с речью и когда идти к логопеду
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 07.04.2017
Мы сами обратились к логопеду, когда ребенку было 5 лет, хотя в детсаду убеждали, что все в норме. За полгода поставили и откорректировали 11 (!) звуков, за что огромное спасибо специалисту. Хотя обратились только в связи со звуками «р» и «л». Оказалось, были еще проблемы со свистящими в результате мальчик стал очень чисто и четко говорить и сразу начал хорошо читать
— Твтьяна (гость)моей дочери достаточно было 5 занятий с логопедом,чтобы поставить звуки, а сын подруги ходил на занятия 3 месяца. Но к школе были готовы оба.Очень часто родителей умиляют незначительные коверканья букв и слов и они не обращают внимания, но потом малыши вырастают и превращают во взрослых картавых дяденек и шипилявых тетенек, а это уже не так умилительно и практически не подлежит лечению.
— tanita