Законопослушные налогоплательщики отчитались о доходах, но их не услышали.Законопослушные налогоплательщики отчитались о доходах, но их не услышали.

— Как вы знаете, все ИП обязаны сдавать декларации о доходах. В 2015 году часть сведений, которые получило УФНС, почему‑то не были учтены. А если нет данных о доходах за 2015 год, отчисления в Пенсионный фонд рассчитываются по максимальной ставке — это 138 тысяч рублей, — озвучил проблему глава амурского отделения «Опоры России» Борис Белобородов. — Мы не знаем, на каком этапе были утеряны сведения. Возможно, при передаче с территориального на федеральный уровень в налоговых органах или когда информация уходила в Пенсионный фонд. Но получилось так, что законопослушные налогоплательщики отчитались о доходах и получили от государства «письма счастья», где их декларации были проигнорированы.

Ситуация создает бизнесменам массу неудобств.

— Мы и наши клиенты столкнулись с этой проблемой, — комментирует руководитель компании «Эксперт», оказывающей бухгалтерские и юридические услуги Ольга Колесникова. — Как вы знаете, в 2017 году вступил в силу закон, согласно которому функции по администрированию страховых взносов организаций из ПФР перешли в налоговую. Соответственно, узнав о долгах, предприниматели пошли в территориальные отделения УФНС. Там им говорят — расчеты делал Пенсионный фонд, идите к ним. Человек идет в ПФР, выстаивает очередь и узнает: сведения о поданных доходах Пенсионному фонду не приходили.

Мы не знаем, на каком этапе были утеряны сведения, но ситуация создает бизнесменам массу неудобств.

— Сотрудник фонда предлагает отсветить декларации, написать письмо, что заявитель не согласен с задолженностью, собрать документы о доходах и принести им все бумаги, продолжает Ольга Колесникова. — Потом Пенсионный фонд сделает запрос, получит справку по пеням и штрафам и на основании этой справки бизнесмен должен прийти в межрайонную налоговую и написать письмо, подтверждающее, что задолженности нет. Это не наша работа, мы вовремя отчитались о доходах! Почему мы теперь должны тратить время и нервы, чтобы доказать очевидное?!

И хотя сами сотрудники налоговой не отрицают, что данные о доходах от предпринимателей они получили, проблему это не решало.

— Когда я узнала, что должна более 150 тысяч с учетом пени, сразу же обратилась в Пенсионный фонд, — делится возмущением председатель совета предпринимателей Белогорска Нина Шипулина. — И мне там сказали, что список таких предпринимателей отдали в налоговую. Но как на них там отреагируют — мы не знаем. Мол, программное обеспечение очень неподготовленное и мы не гарантируем, что вам все учтут. Но если мне закроют счет, я не смогу дальше работать! И до сих пор не понятно, когда станет точно известно, что мы никому ничего не должны.

Справочные проблемы

При этом, по мнению представителей налоговой, у них не было другого выхода, кроме как разослать эти «письма счастья» адресатам.

Предпринимателям пришлось собирать совет с участием губернатора, чтобы получить ответ на вопрос — как доказать, что они не должны государству таких денег. Фото: Сергей Лазовский

Фото: Сергей Лазовский

— Не буду комментировать, почему не все сведения поступили вовремя в Пенсионный фонд. Но 11 апреля мы передали данные по всем ИП, — подчеркивает заместитель руководителя УФНС Росси по Амурской области Ирина Бутовец. — Да, около 8 тысячам из 19 тысяч ИП в области были выставлены такие требования. Около 60 процентов из них получили письменные уведомления. Но я хочу подчеркнуть, что сейчас проводится работа по уточнению суммы задолженности. Меры принудительного взыскания по данным суммам — а именно блокировка счетов, инкассовые поручения — применяться не будут до выяснения реального сальдо расчета. Учитывая, что требования были выставлены 28 марта, эти суммы налоговыми органами еще не взыскивались. Поэтому фактического ущерба предпринимателям еще нашими действиями в виде денежного взыскания нет.

16

процентов предпринимателей Приамурья зарегистрировали новые онлайн-кассы. Процент тех, кто должен был перейти на новую ККТ до 31 марта, еще меньше — 11

Однако у предпринимателей другое мнение на этот счет. Присутствующие интересовались: как быть тем, кто уже заплатил эти деньги? Когда их вернут? Также людей интересовало, как быть теперь с участием в тендерах. «Чтобы выходить на конкурс, нужна идеально чистая справка, никаких долгов. Как нам ее теперь получить?» — прозвучал вопрос из зала. Представители налоговой заверили, что те, кому необходимы такие справки, могут обращаться напрямую к руководству — нужным документом предпринимателя обеспечат.

— Ситуация находится на контроле в прокуратуре области, — заверила начальник отдела по надзору за законностью правовых актов и соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Амурской области Елена Шешукова. — Вместе с налоговой службой и Пенсионным фондом мы будем искать причины сбоя. Об итогах проверки проинформируем предпринимательское сообщество.

Ответ для губернатора

— Я бы хотел обратить внимание прокуратуры на тот факт, что в Бурейском районе этот коллапс смогли предотвратить. Ведь о проблеме и в Пенсионном фонде, и в налоговой знали? Знали. Так почему там руководитель Пенсионного фонда района не поленился дойти до местного отделения налоговой и вместе создать актуальную базу, а в остальных муниципалитетах мы вынуждены решать эту проблему все вместе и сейчас? — задал резонный вопрос глава Приамурья Александр Козлов. — Второе: вы зачем гоняете предпринимателей из‑за своих внутренних проблем? Почему они вынуждены выстаивать очереди и доказывать, что ничего вам не должны? Почему до сих пор ни в одном СМИ не было объявления: «требования от 28 марта считать недействительными»? И ответьте на самый главный вопрос: что теперь делать предпринимателям?

После четких вопросов бизнесмены наконец услышали конкретные ответы.

Вы зачем гоняете предпринимателей из‑за своих внутренних проблем?

— Никуда идти не нужно, — заверили представители налоговой. — Пенсионный фонд сейчас делает перерасчет, 24 апреля мы получим обновленные списки, отработаем эти данные и внесем изменения в карточки лицевых счетов, задолженность должна уйти. На сайте и в оперзалах будет информация об окончании перерасчета.

Хотя на вопрос «кто виноват?» бизнесменам так и не ответили, в итоге стало ясно, «что делать». Никуда не ходить и ждать перерасчета, а при блокировке счетов или для получения справки об отсутствии задолженности обращаться в налоговую. Там пообещали создать горячую линию для решения этих вопросов. Кроме того, по звонку можно будет уточнить реальную сумму задолженности. Правда, номер телефона налоговики пока не озвучили.

КОММЕНТАРИЙ

Любовь Дьяконова, заместитель управляющего ОПФР по Амурской области:

— Мы знали о проблеме и заявляли о ней еще с прошлого года. Информацию о доходах за 2015 год Пенсионный фонд должен был получить от налоговой еще в июне 2016-го. Однако этого не произошло. Из 19 тысяч предпринимателей, работающих в области, нам предоставили сведения о доходах только шести тысяч ИП. Мы неоднократно писали запросы в налоговую с просьбой дать информацию. Ответ — нет технической возможности выгрузить данные. И все знали, что такая ситуация возникнет. Конечно, в итоге Пенсионный фонд вынужден был произвести начисления. Но мы надеялись, что налоговая, имея данные о доходах предпринимателей, самостоятельно сделает перерасчет. Этого не произошло. Информацию нам передали только 11 апреля, после того, как к проблеме подключились совет предпринимателей и губернатор. Сейчас наши специалисты делают перерасчет. 24 апреля мы передадим информацию о реальных суммах задолженности в налоговую инспекцию.

Онлайн-кассам мешают названия товаров

Еще один вопрос, который обсудили на совете, — невозможность выполнить требования федерального закона об установке онлайн-касс. «Мы не уложимся в сроки», — категорично заявляли все выступающие. «Корень зла в бумаге, именно в законе. В новой редакции написано, что требования к выдаваемому чеку должны содержать наименование товаров и услуг. Но в России сегодня нет единого справочника номенклатур. В законе о правах потребителей кассовый чек вообще не нужен. Для налоговой важно не что продается, а на какую сумму. То есть простые кассы могли бы удовлетворять все требования. Кроме одного — они не умеют писать наименования товаров, — озвучил проблему член ассоциации центров техобслуживания ККТ в Приамурье Игорь Сидорик. — И только поэтому нужно покупать кассу. А значит — компьютер, фискальный накопитель, программное обеспечение, тратить деньги на обучение коллектива».

Фото: Андрей Ильинский

Пожаловались предприниматели и на сбои в работе личного кабинета предпринимателя: «Глюки, защита от ботов — кому какой дурак это придумал, если я зашел с помощью цифровой подписи?!». «Вторая проблема — нехватка фискальных накопителей. Их нужно около 2—2,5 миллиона, а выпущено 500 тысяч, и 150 тысяч из них, насколько мне известно, ушло в брак. Даже если с неба на нас посыплются эти накопители, мы не успеем к первому июля», — уверен Игорь Сидорик. Он предложил отодвинуть этот срок на год. «Конечно, нам необходимо менять сложившуюся ситуацию. Я планирую встретиться со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, все озвученные инициативы я обязательно обсужу с ней», — пообещал губернатор Амурской области Александр Козлов.

До первого июля налоговая не будет проводить выездные проверки и, соответственно, штрафовать за отсутствие новых касс. Такое распоряжение дал Минфин России из‑за нехватки фискальных накопителей в стране. Кроме того, если алкогольная продукция будет продаваться без участия онлайн-касс и при этом предприниматель заключал договор о поставке нового оборудования, наказывать таких бизнесменов тоже не будут.

Возрастная категория материалов: 18+