• Фото: Максим Ермаков
  • Фото: Максим Ермаков

Книга  посвящена  истории одного из островков ГУЛАГа, находившегося на границе Джелтулакского и Рухловского (ныне Тындинского и Сковородинского) районов, а такжеправославным священнослужителям, погибшим в этих краях. Супруга настоятеля прихода великомученика Георгия Победоносца в Соловьевске иерея Сергия  много лет  собирала архивные материалы, воспоминания спецпереселенцев, а также бывших заключенных и их родных.

— Бушуйка находилась совсем недалеко от моей малой родины — поселка Соловьевск. — Здесь родилась я,  моя мама, в этой земле похороненыдед, прадед и прапрадед — тоже ссыльные. Тут  мои корни, моя судьба, и мое сердце навсегда связано с Соловьевском, — объясняет интерес  Екатерина Наполова.  

9

 лет матушка Екатерина Наполова собирала воспоминания самих спецпоселенцев, их родных, справки и документы из архивов Хабаровского края и Амурской области, инфоцентра регионального УМВД России

Лагерный пункт «Бушуйский» входил в состав Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря, который считался одним из крупнейших подразделений ГУЛАГа. История этого места ведет свой отсчет с конца  20-х годов. Сначала здесь был создан пересыльный пункт для спецпереселенцев. Расположениебыло выбрано не случайно. От станции Большой Невер начинался нулевой километр Амуро-Якутской автомобильной магистрали (ныне федеральная трасса «Лена»). В 1928 году она была проложена до Якутска. С пересыльного пункта по этой дороге спецконтингент отправлялся к местам постоянного пребывания. Поскольку в Большом Невере стали выгружать и заключенных по разным статьям, пересыльный пункт спешно обнесли колючей проволокой, установили смотровые вышки и другие лагерные постройки. В 1929 году здесь официально появился лагерь ОГПУ «Бушуйка».

— Спецпереселенцы лишались избирательного права, им запрещалось свободное перемещение вне пределов поселения, — продолжает Екатерина. — Люди  не имели паспортов и удостоверений личности. Главной целью ссылки было формирование контингента подневольных работников, используемых в различных отраслях экономики.

До сих пор неизвестно, сколько человек погибло в Бушуйке от невыносимых условий труда, болезней, холода и голода.

Когда в 30-е годы прошлого века в отдаленные уголки страны насильственно стали выселять «социально опасный элемент» и раскулаченных, то на Дальний Восток пошли спецвагоны из Средне-Волжского края, Белоруссии, Татарстана. Только с 1930 по 1931 год в Дальневосточный край было выселено 2922 семьи кулаков. Большей частью на Дальний Восток направляли белорусов. Как правило, это была беднота, высланная из-за близких связей с проживающими за границей родственниками.

Принудительные мигранты содержались в поистине нечеловеческих условиях. Не было одежды и обуви, но хуже всего обстояло дело с питанием. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания бывших спецпереселенцев и их родных, которые собраны в книге.  По словам Екатерины Наполовой, страшнее всего читать об этом в официальных документах:

— В справке от 5 мая 1937 года, которая подписана оперуполномоченным второго отделения СПО ОГПУ Штранкфельдтом, указано, чтоссыльные кулаки не пользуются медицинской помощью, не хватало медикаментов. В 1931 году в Бушуйке свирепствовали эпидемии сыпного и брюшного тифа. За семь месяцев здесь умерло 308 человек.

500

экземпляров — тираж книги. «Незабытая Бушуйка» вышла в Хабаровском издательстве

«Бушуйка» просуществовала до 1953 года. До сих пор неизвестно, сколько человек погибло от невыносимых условий труда, болезней, холода и голода. По информации, которую для книги собрала амурский журналист Людмила Козлова, в 1959 году «Бушуйку» покинула последняя из живших здесь семей.

Из книги можно узнать и о жизни священнослужителей,  пострадавших  за веру в годы сталинских репрессий. Отдельная главаотведена Александру Абиссову, Василию Малинину, Семену Чернухину, Павлу Кубаевскому, Матвею Караманлову, которые в разные годы были осуждены за религиозные взгляды, многие умерли на «Бушуйке». Точные места захоронений священников установить невозможно, хоронили в лагере в братских и безымянных могилах.

На презентацию приехали  представители власти, жители соседних сел — Уркана и Большого Невера, а также  ученые.

— Моя мама работала на «Бушуйке», – вспоминает Ирина Бондарюк. — В то время была ребенком, ноникогда нам не рассказывала об этом страшном месте. В семье сохранилась ложка из «Бушуйки», которую мы передаем от поколения к поколению.

 Финансовую поддержку в издании книги оказал прииск «Соловьевский». Его руководитель, депутат Заксобрания области Федор Сидоров поблагодарил автора и творческую группу «Золотой ресурс» за уникальное издание.

— В истории ГУЛАГа до сих пор много белых пятен, — отметила старший научный сотрудник государственного музея истории ГУЛАГа кандидат исторических наук Татьяна Полянская, которая написала предисловие к изданию. — Достоинство книги в том, что жизнь, быт, условия труда спецпереселенцев и заключенных раскрываются не только через архивные материалы, но и по воспоминаниям людей, переживших лихолетье.

В Бушуйку отсеивали инвалидов и хронических больных

Узники «Бушуйки» принимали участие в строительстве БАМа. С начала 30-х годов  на стройке началась активнаязамена вольнонаемных заключенными. В январе 1933-го в Байкало-Амурском исправительно-трудовом лагересодержалось несколько тысяч человек, а  в декабре — уже 62 тысячи. Во второй половине  1935года  их численность  увеличилась  до 190 тысяч.  По словам Екатерины Наполовой,  вБушуйке концентрировался «неполноценный рабочий контингент»: слабосильные, инвалиды, хронические больные. Если на 1 сентября 1933 года здесь содержалось 830 заключенных, то на 1 июля 1935 года  — уже 2256.

МНЕНИЕ

Тамара Лысакова, глава Тындинского района:

— Чтобы память о жертвах политических репрессий не стерлась в сознании народа, по православному обычаю на территории Бушуйского лагерного пункта 27 августа 2011 года был установлен поклонный крест.  Страшно представить, сколько людей покоится в этом месте. Какие невыносимые страдания принесла «Бушуйка» целым семьям. Екатерине Наполовой удалось собрать очень много сведений из жизни этого лагеря. Книга  обязательно найдет отклик в сердцах тындинцев и тех, у которых родные и близкие прошли через ужасы ГУЛАГа.

 


 

Читайте также

Тюремная история Сковородина. Части 1, 2 и 3.