В апреле в Свободном был образован общественный совет по созданию этой книги. В него вошли историки, краеведы, педагоги, писатели, журналисты, филологи, предприниматели, а также один священник — настоятель Свято-Никольского храма в Свободном отец Валерий. Возглавил совет сам Борис Черных. Как уже писала «АП», первый взнос на дело памяти сделал писатель Александр Солженицын.

— Идея создания этой книги назревала давно, — начал разговор с прессой Борис Иванович. — Мы должны отдать дань памяти этому городу. Свободный был столицей 18 лагерей БАМлага, через которые прошли более 700 тысяч заключенных. В лагерных могилах лежат почти 70 тысяч узников — это больше, чем полегло амурчан на фронтах Великой Отечественной (в боях Отечественной войны пали 60 тысяч уроженцев Приамурья. — Прим. «АП»).

Сам Борис Черных вырос в Свободном, сквозь все его детство прошли картины пересылки эшелонов заключенных. Его дед и отец тоже хлебнули лиха в лагерях. «У нас, в Свободном, хотя какой это Свободный — город-лагерь — много чего построено руками заключенных: школы, Дом офицеров. Ведь среди узников были и строители, и талантливые архитекторы», — говорит писатель. По словам Бориса Ивановича, сейчас широко известны лишь знаменитые мученики БАМлага — Павел Флоренский, маршал Рокоссовский, Анастасия Цветаева, Юрий Домбровский.

«А сколько их, никем не узнанных, захоронено в братских могилах?» — задается вопросом Черных. Что это были за люди, как они жили и выживали — об этом создаваемая книга.

— Это будет народная книга на народные деньги, — продолжает писатель, который сам отдал дань лагерям — отсидел пять лет строгого режима за чтение недозволенных Ахматовой, Платонова, Домбровского. — Хотелось бы издать ее именно в Амурской области. Мы предлагаем всем, кто захочет вложить свои деньги в издание двухтомника, сделать свой благотворительный взнос на счет в банке. Ни одна копейка не уйдет мимо — мы будем отчитываться перед обществом, в том числе и для этого нужен общественный совет. В ИПК «Приамурье» сейчас готовят смету — определяют примерный объем книги, затраты на ее печать. Мы предполагаем открыть подписку на это издание.

Рабочее название первого тома — «Над прахом», пока планируем, что вторая часть будет называться «Бегущий день». Первый том расскажет о самом БАМлаге, а второй представит собой размышления о переживаемой эпохе. В России издана книга памяти, где перечислены все, кто навсегда потерялся в лабиринтах ГУЛага. Но сведения, содержащиеся там, очень скупы — имя и несколько строк: приговор, места его отбывания, дата смерти или расстрела.

Будущую книгу Борис Черных видит в ином свете.

— Прообразом книги станет «Архипелаг ГУЛаг», — рассуждает Черных. — Мы постараемся описать детали быта, рассказать о заключенных. Материалы книги сейчас собираются. Мы будем использовать труды краеведов из Свободного, которые десятилетиями работали в этом направлении. Но есть риск, что работа по сбору документальных свидетельств затянется.

Члены общественного совета сейчас ждут ответа на обращение в ФСБ с просьбой поработать с архивами БАМлага. Если на это дадут добро, то ехать за ценными сведениями придется в Омск — именно там хранятся архивы. На поездку понадобятся время и средства. Эти затраты также планируют включить в смету по созданию книги. Кроме материальной помощи, создатели книги с радостью примут любые документы, сведения о заключенных, воспоминания.