Во время работы над фильмом «Матильда».Во время работы над фильмом «Матильда».

Журналисты ИА «Столица» встретились с Алексеем Учителем, чтобы поговорить об этой беспрецедентной ситуации.

Немного о фильме

«Матильда» — один из самых масштабных проектов современного российского кино. Картина рассказывает о взаимоотношениях наследника престола, будущего императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской, происходящих на фоне судьбоносных событий отечественной истории. Съемки фильма прошли непосредственно в местах действия сюжета: в Большом, Мариинском и Александринском театрах, а также в самых живописных пригородах Санк-Петербурга: Пушкине (бывшем Царском селе), Петергофе, Павловске. В фильме оживают ключевые для российской истории события: церемония коронации императора Николая II в Успенском соборе Московского Кремля, трагедия на Ходынском поле…

«Не видел, но осуждаю»

Алексей Учитель — далеко уже не мальчик, именитый режиссер, обладатель множества престижных кинонаград. И он умеет держать удар и даже старается иронизировать по поводу сложившейся ситуации:

В последнее время режиссеру постоянно приходится комментировать журналистам шумиху вокруг его картины.

— Никогда в жизни не мог подумать, что так много придеться обсуждать фильм, который еще даже не вышел на экраны. Происходит удивительная для меня и для всех моих коллег вещь, абсолютно неожиданная: приходится отвечать на странные обвинения и претензии, которые уже переросли в нечто большее. Была беспрецедентная кампания, да она и сейчас происходит, когда на нашу киностудию выстраивалась очередь из проверяющих организаций: прокуратура, казначейство, Счетная палата, Министерство внутренних дел... Мы защищаемся, объясняем, представляем документы, отчеты, справки. Мы никого не хотим обвинять — просто доказываем, что мы все делаем по правилам и законам, которые у нас существуют.

— Эти проверки — плановые или проводятся по чьей-то инициативе?

— Все проверки делаются по депутатскому запросу. На мой взгляд, это неправильно. Я убежден, что у депутата Госдумы Натальи Поклонской есть свое личное отношение к фигуре Николая II. Но депутату, мне кажется, не к лицу пользоваться своим положением, чтобы насылать на нас проверки. Мы к ним, конечно, готовы. Три уже закончились и показали, что у нас все в порядке. Иногда вообще доходит до абсурда…

С сопродюсером фильма «Край» генеральным директором Первого канала Константином Эрнстом и «Никой» за фильм «Край».

— Что вы имеете в виду?  

— На нашу студию в Санкт-Петербурге пришел участковый, чтобы проверить заявление о том, что мы оскорбили чувства верующих. Но он, видимо, не понял, что речь идет о фильме. Он говорит: «Покажите мне место преступления!» На что мои сотрудники ответили: «Вот все места съемок: Екатерининский дворец, Юсуповский дворец и так далее — мы готовы вас проводить туда». Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Конечно, все это не добавляет хорошего настроения. Но я точно знаю одно: если в фильме нет ни одного кадра, который нарушает российские законы, то запретить его невозможно!

Суть претензий

— Алексей Ефимович, расскажите, пожалуйста, в чем основная суть претензий депутата Поклонской?

— В течение нескольких месяцев она ставила вопрос об оскорблении чувств верующих. Но так как этого в фильме не обнаружили, то появились новые вопросы — о хозяйственной деятельности и расходе государственных средств. Теперь эксперты будут проверять каждую строчку сценария: соответствует ли она тому, что в итоге снято в фильме.

— А если найдут какие-то несоответствия, тогда что?

— Как мне заявили, тогда будет стоять вопрос о том, что это — неправильно потраченные государственные деньги, это преступление.

— Фильм целиком снимается на государственные деньги?

— Государственные деньги в нашем фильме есть, но их всего 25 процентов от общего вклада. У нас большинство таких денег выделают на коммерческое кино, поэтому я просто стою в этой очереди тоже. Действительно, нам государство очень помогло и оно поддерживает нашу картину — и не только финансово…

Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде в семье режиссера-документалиста Ефима Учителя. По окончании ВГИК, с 1975 года работал на Ленинградской студии документальных фильмов. В 1990-м основал свою киностудию «Рок». Дебютом в качестве режиссера игровых фильмов для Учителя стал фильм «Мания Жизели». В 2000 году он получил «Нику», Гран-при «Кинотавра» и номинацию на «Хрустальный глобус» за фильм «Дневник его жены». В 2002-м стал народным артистом России. Фильм 2005 года «Космос как предчувствие» получил главный приз XXVII ММКФ — «Золотого Святого Георгия» и премию «Золотой орел» за лучшую режиссерскую работу. С 2010 года Алексей Учитель — президент Международного кинофестиваля документального, короткометражного игрового и анимационного кино «Послание к Человеку» («Message to Man») в Санкт-Петербурге. Он также член президиума Российской Академии кинематографических искусств «Ника».

Историческая встреча

— Я знаю, что буквально накануне нашей с вами встречи вы встречались с Натальей Поклонской…

— Я был приглашен на прием в Кремль, где были разные деятели культуры. Тогда и состоялась, как я считаю, практически историческая встреча с Натальей Поклонской. Нас даже сняли вместе — причем в роли фотографа выступал министр культуры Владимир Мединский. Наталья Владимировна, конечно, не хотела бы, чтобы эта фотография появилась в широком тираже… Тем не менее беседа, как мне кажется, вначале была доброжелательная. Я сказал, как считаю, правильную мысль: «Вам надо самой посмотреть картину. Я давно это призываю сделать. Потому что вы лично сможете оценить, что там есть плохого, раз вы нас в этом обвиняете». На что я получил ответ: «Мне все мои эксперты расскажут». Так что разговор в итоге получился довольно бесполезный. Ведь экспертных проверок было уже несколько. Одна из недавних проведена была совсем недавно в Санкт-Петербургском государственном университете. На все вопросы, которые задавали Наталья Поклонская и прокуратора, был получен ответ: «Нет».

— Насколько я знаю, фильм еще не получил прокатного удостоверения, но уже известно, что он выйдет в количестве 2 500 копий. Мне кажется, что для российского кино это очень большая цифра. Так что можно в какой-то степени Наталье Поклонской сказать спасибо — она фактически устроила вам мощную пиар-кампанию.

— Некоторые мои коллеги, режиссеры и продюсеры, говорят, что у нас подписано тайное соглашение с Натальей Поклонской о том, что мы проводим совместную пиар-кампанию. Но фактически нашу студию, которая существует больше 20 лет, замучили с проверками. Я вас уверяю, что никому бы не пожелал такого пиара!

Фигура императора

— О чем все же кино?

— Несмотря на название фильма, «Матильда» — это больше фильм о будущем правителе России. И действительно, это очень интересная фигура.

Сцена венчания Николая Второго в фильме «Матильда».

У нас была задача — показать человека, который стал императором, который действительно выбирал между свободой, совестью и любовью. Я думаю, что и верующим фильм будет полезен, он поможет лучше понять личность императора Николая Второго. Потому что он же был не статуя, а живой человек, со своими эмоциями и страстями…

— А вы сами, что думаете об императоре?

— Есть некое житейское представление о том, что это был такой слабый человек, который развалил страну. Но в 1896 году он вступил на трон и сумел, как мне кажется, собрать вокруг себя удивительную команду. В 1913 году величественнее, чем Россия, не было ни одной страны в Европе. Она была первой по всем показателям — экономическим и прочим. Россия была второй в мире после Америки. Одной из задач картины было — показать разносторонность этой персоны, а не просто мелодраматическую историю любви. Я бы с удовольствием продолжил работу над этой фигурой…

К слову, актерский состав впечатляет: Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов, Григорий Добрыгин, Галина Тюнина, Виталий Коваленко, Михалина Ольшанска, Ларс Айдингер, Луиза Вольфрам. Как режиссер определялся с главными героями – читайте «Алексей Учитель полгода уговаривал Данилу Козловского сняться в фильме "Матильда"».