Ринг в черно-белую клеточку
— Папа наш вчера вечером их еле разогнал. Они в шашки вцепились, никто не хотел уступать. Чуть ли не в одиннадцатом часу пришлось спать укладывать, — с едва скрываемой гордостью, под маской напускной строгости сетует мама большого семейства Елена Мордовская.
— У них там дамки одни оставались, я уже вижу, что полчаса гоняют друг друга по полю и ситуация безвыходная. Пришлось вмешаться, — добавляет папа Денис Мордовский.
Андрей — парень, которому жизнь и медицина поставили неутешительный диагноз, тихо косится на младшего брата Егора. Ждет реванша от самого серьезного соперника, а точнее — спарринг-партнера. С учетом того, какие страсти разгораются между братьями, черно-белую шашечную доску впору называть бойцовским рингом.
— Потому что Егор не поддается, как мама, и не пропускает ходы, как папа. И бьется до последнего, — говорит о младшем брате Андрей.
Ему есть с чем сравнивать. День 29 сентября 2017 года в этой дружной семье стал переломным. До этого момента хотелось лишний раз поддержать, от лишних невзгод оградить. После него стало понятно: в семье растет личность с мужским стержнем. Вопреки всем диагнозам, вопреки всем синдромам. В тот день мальчик принял участие в 6-й Спартакиаде среди детей с ограниченными возможностями, которая проходила в Благовещенске.
— Нас никогда не звали на такие мероприятия, а тут поступило предложение. Наша общественная организация «Дети солнца» набирала сборную, требовался участник в каждом виде спорта. У нас не было ни опыта, ни элементарных знаний. Мы не знали к чему готовиться, но такую возможность упустить не могли, — вспоминает предысторию Елена.
— Принято считать, что дети с синдромом Дауна не могут рассчитывать на серьезные достижения. Нам так хотелось, чтобы Андрей себя как-то проявил. Мы даже шли не за победой, а ради участия, — говорит Елена.
— Полдня всей семьей на стадионе «Амур» дежурили. И бабушка, и дедушка, и все вместе, и по очереди. Тяжелее всего было удержаться от соблазна подсказать. Бабушка даже один раз не выдержала, подошла к игровому столу, но промолчала. В этой дисциплине Андрей был единственным ребенком с синдромом Дауна, поэтому внимание к нему было самое пристальное. Даже судьи наблюдали за его игрой как завороженные. Они никогда такого не видели. Конечно, всем было интересно, — добавляет папа.
Тяга к искусству
Как выяснилось, шашки в эту семью вошли прочно лет пять назад. Бабушка Андрея решила попробовать с внуком подвигать пешки. Не сказать, что любовь к черно-белой доске сразу стала абсолютной. Просто досуг, хороший, семейный, и, как выяснилось, вполне доступный. Во всяком случае, так было до недавнего времени. После соревнований родители посмотрели на ситуацию уже более серьезно. И если взрослые шли на Спартакиаду ради участия, то новоиспеченный гроссмейстер изначально вынашивал далеко идущие планы.
Вечером — тренажерный зал. Качать мышцы ходят мужской компанией, вместе с папой.
— Как я могу проиграть, когда за меня все болеют, — резонно замечает Андрей.
Виновник радостных событий сидит в безупречно белой рубашке, отглаженных черных школьных брюках. Жизненный график Андрея достаточно напряжен. До трех часов дня — занятия в школе, там же многочисленные кружки, включая музыкальный.
Вечером — тренажерный зал. Качать мышцы ходят мужской компанией, вместе с папой. Стадион «Амур» дал такую возможность особенным детям и их родителям. Правда, бывают накладки — когда время тренировок совпадает с занятиями по рисованию, Андрей выбирает второе.
— Тяга к изобразительному искусству в нем недавно проснулась. Пока был маленький, ограничивались рассматриванием цветных картинок в книгах, распечатывали на принтере какие-то иллюстрации. Потом стали замечать, что он пытается их разукрашивать. Если садится за раскраску, то будет орудовать карандашами, пока все не сделает. Потом нам предложили заниматься в студии «Колорит» Общественно-культурного центра. Мы с удовольствием воспользовались таким предложением. Сейчас этому увлечению посвящена значительная часть личного времени, — добавляет Денис Мордовский.
Мелодия без шансов окружающим
Несмотря на серьезные достижения, Андрей избежал звездной болезни. Свою будущую жизнь видит вполне обыденной. Хочется дом, хочется, чтобы рядом всегда были близкие. Самого себя видит пекарем — очень любит хлеб. Первоначальные навыки оттачивает вместе с мамой на домашней кухне. Вместе пекут пиццу, режут салаты, накрывают на стол. Недавно забот у старшего брата добавилось — в семье появилась малышка Ариана. Ей всего десять месяцев, но Андрей с удовольствием возится с сестрой — показывает ей книжки, играет.
«Даже судьи наблюдали за его игрой как завороженные. Они никогда такого не видели».
Среди прочего юный чемпион увлекается математикой и школьной литературой. Знает практически всех авторов. Там, где взрослому надо поразмышлять, Андрей моментально выдает точную фамилию. Носова с Пушкиным не перепутает. То же касается музыкальных предпочтений. Когда в школе проводятся тематические викторины «Угадай мелодию», Андрей Мордовский не оставляет шансов практически никому.
— В роддоме нам говорили: «Вы еще молодые, родите себе другого ребенка — здорового». А я думала и переживала — если он мне не будет нужен, то и никому, — вспоминает мама Елена Мордовская. — Да, у нас немного другой взгляд на, казалось бы, обыденные вещи. Если в обычной семье мимо скромного детского достижения пройдут мимо и не заметят, то для нас то же самое будет большим праздником. Мы сильно оберегали его от многих трудностей, все время жили мыслью, что надо подставить плечо, даже там, где этого не надо. Сейчас поняли, что Андрей сам может в этой жизни многое.
— Даже мысли не было оставить его в роддоме. Нас другое беспокоило — на что жить, как жить? В семье ребенок, а мы, тогда еще студенты, практически без работы и средств. Но это были обычные житейские проблемы, через которые проходят многие молодые семьи, — добавляет папа Денис Мордовский. — Смотрели на своего ребенка и понимали: все у нас получится.
Ломка стереотипов
Наталья Маскаева, мама ребенка с синдромом Дауна, лидер общественного движения «Дети солнца»:
— Буквально на днях мне позвонил врач-неонатолог, сообщил, что в городе родился очередной ребенок с синдромом Дауна. Нужно отдать должное этому врачу. Он попросил поговорить с мамой новорожденного, успокоить родителей, дать совет, сказать, что они не одни. То есть отношение к таким детям меняется и в медицине — медики заинтересованы, чтобы солнечные дети жили в семьях, с мамой и папой. Синдром Дауна — это не болезнь, ею невозможно заразиться. Это генетическая особенность, от которой никто не застрахован. Но с ней можно жить.
Нашему движению восемь лет, и все это время мы ломаем стереотипы. Получается не без труда, но получается. В нынешнем году мы впервые участвовали в областной спартакиаде инвалидов. Кто-то несколько лет назад в министерстве спорта сказал, что дети с синдромом Дауна ни на что не способны. Нас туда долгое время не приглашали. Мы добились участия в соревнованиях. Андрей Мордовский занял первое место по шашкам, Дима Маскаев победил в дартсе (метание дротиков) и участвовал в прыжках в длину, Аня Онодал метала мяч.
Три года назад по нашей просьбе преподаватель коррекционной школы номер семь Вера Син организовала кружок музыкальных инструментов и театральную студию. Благодаря ей наши дети выступают на большой сцене, участвуют во многих общегородских праздниках. Они же вместе с обычными детьми готовят ежегодный интегрированный концерт «Любовь без границ».
С нынешнего года начал работать совместный проект с бассейном «Надежда». Руководство этого спортивного учреждения пошло нам навстречу и организовало спортивные группы для особенных детей.
Нельзя проходить мимо, потому что многие из них одаренные и талантливые. В качестве одного из примеров могу привести Алину Гарифову. Девочке 7 лет. Она катается на роликах, на лыжах, на лошадях. Алина танцует в ансамбле «Сувенир» Общественно-культурного центра, читает стихи. Она же принимала участие в показе мод «Поколение NEXT», где оказалась самой обворожительной моделью. Зрители были от нее в восторге.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии