Рынок выживания: на что надеются китайские торговцы в Благовещенске
ЭкономикаНа протяжении десятилетий китайский рынок был визитной карточкой Благовещенска и настоящим спасением для жителей всей области. Здесь находили товар на все случаи жизни: от батареек в телефон до ковра, штор и бензопилы. В иностранных торговых рядах Благовещенска даже замечали звезд «Амурской осени». Сегодня многие амурчане признаются — годами не заходят в торговые центры, куда переехали торговцы из-за реки и которые еще десять лет назад одевали весь регион. Как выживают предприниматели из Поднебесной в сегодняшних экономических реалиях, узнала «Амурская правда».
Глазами китайских бизнесменов
Восемь лет назад китайца Никиту не пугал языковой барьер. 20-летним парнем, не зная ни слова по-русски, он приехал в приграничный Благовещенск со словарем-переводчиком подмышкой.
— Работать было хорошо! — грустно вспоминает иностранец.
Никита открыл магазин рядом с торговым центром «Три кита» и завез с родины бытовую мелочь. «Цену писал на бумаге, так и продавал», — продолжает свою историю торговец. Бизнес процветал недолго. Нехватку покупателей и денег иностранец почувствовал уже через пару лет. В 2014-м, после взлета курса доллара и юаня, стало совсем туго. Китайский торговец даже хотел сменить работу — павильон доверил родне, а сам пошел в каменщики.
— Дом высокий строили, опасно было, каждый день сердце болело, — вспоминает Никита, как за него переживала вся его семья.
Он снова вернулся на рынок и остался здесь вопреки всему. Домой в Хэйхэ не собирается — жалко бросать насиженное место, с которым уже связана вся жизнь. Никита мало-мальски выучил русский язык, самостоятельно научился читать и писать печатными буквами. В торговом центре «Три кита» встретил жену: она продавала одежду, а теперь стала ему напарницей. Магазин Никиты несколько раз менял ассортимент в поисках клиента. Зимой в торговой точке предлагают игрушки, летом — снасти для рыбалки. Китайская семья живет в Приамурье в надежде на лучшие времена.
4
раза — во столько за последнее десятилетие сократилась квота на осуществление иностранцами торговой деятельности в Амурской области: с 2000 человек в 2008 году до 524 в 2018‑м
— Все изменилось в худшую сторону, — говорит сосед Никиты Игорь Коваленко, продавец в магазинчике «Антон», названном русским именем китайского владельца.
Торговая точка, где предлагают электроинструменты Made in China, на плаву скоро уж 10 лет. Все это время Игорь Коваленко — помощник иностранного бизнесмена. В 2006-м бывший военный прочитал объявление о поисках продавца в Хэйхэ и с семьей поехал на заработки. Там и познакомился с компаньоном, с которым бок о бок работает до сих пор. Игорь наблюдал за развитием международной торговли с обеих сторон Амура.
— В Китае у меня были покупатели со всего Дальнего Востока, из Красноярска, Магадана, Новосибирска, — перечисляет он.
В торговом центре «Три кита» Никита встретил жену: она продавала одежду, а теперь стала ему напарницей.
Магазин в Поднебесной владелец закрыл еще несколько лет назад. «Там все дорого и нет русского туриста, работать стало вообще невыгодно. В Хэйхэ остались только склады для перегрузки товара», — отмечает продавец. На амурской земле бизнес еще держится благодаря спросу на специфический ассортимент по доступной цене.
— У нас электродрель стоит 4,5 тысячи, а в фирменном магазине — 10, — объясняет Игорь Коваленко.
Чтобы удержать покупателя, в китайском павильоне несколько лет не поднимают цены на товар. «Раньше с одной единицы продажи владелец имел прибыль 70—80 %, а теперь всего 20 %», — подсчитывает продавец. Не внушает надежды и настрой покупателей: клиентов торговой точки в два раза меньше, они стали придирчивее и экономнее.
— Раньше приходил бригадир и брал инструменты оптом, а теперь поштучно. Все выживают как могут, — понимающе разводит руками Игорь Коваленко.
Торговцев стало в четыре раза меньше
В начале 2000-х китайский рынок пестрел как гигантская ярмарка. Иностранцы раскладывали прилавки даже на земле, предлагая товар с покрывала. Пробегая мимо торговых рядов, можно было прикупить носков, встретив навязчивую торговку-зазывалу. В 2008 году в амурской столице открылись два крупных торговых центра: «Три кита» и XL, рассчитанные на китайских продавцов. Их общая площадь составила 18 тысяч квадратных метров, было выделено 1400 торговых мест. И в этом же 2008 году пошатнулась российская валюта — это стало общей бедой для двух приграничных народов. Треклятый доллар и американцев, порой даже матерщинно, клянут и на китайском рынке в амурской столице.
— Каждый год из «Трех китов» уезжает половина торговцев, — делится наблюдениями за иностранными коллегами продавец Игорь Коваленко.
По данным регионального министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства, за последнее десятилетие квота на осуществление иностранцами торговой деятельности в регионе сократилась в четыре раза: с 2000 человек в 2008 году до 524 в 2018-м. Китайские торговые центры сегодня уже не те, что были раньше. Иностранные продавцы почти не торгуются, покупателей не догоняют, реже улыбаются. Все больше точек в ТРЦ занимают русские арендаторы. В XL на месте бывшего обувного — филиал одного из банков, а на третьем этаже, где раньше работали десятки предпринимателей из Хэйхэ, развернулся большой супермаркет ширпотреба. За кассами китайский товар отпускают русские продавцы. В администрациях торговых центров уверяют: в последние несколько лет количество иностранных торговцев здесь остается неизменным, арендные площади не пустуют. Освобожденные места занимают другие бизнесмены из-за Амура.
— Все равно едут, потому что в Хэйхэ им вообще нечем заняться, — отмечает гендиректор торгового центра «Три кита» Юрий Павлов.
Однако лучшей жизни в амурской столице они не находят. Проработав несколько лет, возвращаются на родину. Китаянка Юля тоже собирается домой. Вместе с мужем она приехала торговать в Благовещенск с одной из южных провинций Китая восемь лет назад.
— Тогда я на тысячу рублей много могла купить, а теперь столько у меня стоит одна шапка, — рассказывает Юля на ломаном русском о своих передрягах.
Ее мечта — поскорее распродать товар и вернуться в родительский дом, где без мамы подрастает маленькая дочь, которую Юля видит раз в год.
В Благовещенске разрастается «китайский квартал»
За годы работы торговых центров «Три кита» и «XL» в амурской столице появился «китайский квартал». Многоэтажки рядом с ними и с центральным рынком заселяют китайцы: рабочие годами снимают жилье, а состоятельные иностранцы покупают квартиры и живут семьями. Горожанка Анастасия Нагайко волею случая дважды становилась соседкой китайцев. Наблюдала, как летом мигранты делали на улице зарядку и играли в настольные игры.
Китайские ряды никуда не денутся — у нас вся деревня одевается.
— Когда я снимала комнату в доме по Октябрьской, 197, в соседней «двушке» жили человек 10 китайцев — персонал одного из кафе. Они были приветливыми, но, когда готовили, открывали двери нараспашку. Запах шел специфический. Все, кто приезжал ко мне в гости, говорили: «Пока до тебя доедешь на лифте, как будто в китайской кухне поел», — смеется девушка.
Не выдержав, Настя переехала в соседний дом по Пионерской. «Там на нижних этажах в одной квартире также живут по несколько приезжих. У меня 14-й этаж, к счастью, ни запахи, ни шум теперь не тревожат. Но видела, что соседи пониже развешивали по подъезду объявления на китайском «Потравите тараканов». И старший дома, когда дает объявления, всегда пишет их еще и на китайском языке», — отмечает горожанка.
КОММЕНТАРИИ
Юрий Павлов, гендиректор ТРЦ «Три кита»:
— Покупателей в торговом центре, конечно, стало меньше. Традиционно наплыв в предновогодние, предпраздничные дни, перед школой. Но китайские ряды никуда не денутся — у нас вся деревня одевается. И рынок есть рынок: здесь можно потрогать руками, поперебирать, взять товар оптом.
В конце 2014 года доллар по отношению к российской валюте подорожал почти в два раза — до 56 рублей. В 2016‑м его стоимость переваливала и за 80 рублей. Сегодня американские деньги по‑прежнему дорогие. Курс доллара — 56,4 рубля. Курс юаня — 8,8 рубля.
Игорь Путилов, автор блога о Китае:
— Перспектив к развитию китайского рынка я не вижу. Живая торговля уходит — это общемировая тенденция. Люди экономят время и покупают необходимое через интернет, к примеру, на площадке Aliexpress. Не стоит забывать, что Китай — это страна, которая дорожает: повышается уровень жизни в городах, а значит, китайский рынок не будет дешеветь. Возможно, другие страны Юго-Восточной Азии станут для нас дешевым поставщиком. Сейчас многие компании по производству одежды, даже китайские, строят фабрики во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Индонезии, Таиланде. Там продаются вещи по ценам, которые 10—15 лет назад были на китайском рынке. Не исключено, что рыночные торговцы из Приамурья будут летать по горящим путевкам, к примеру, в Таиланд и перепродавать текстиль у нас.
Поднебесная любит русскую «Аленку», мёд и мороженое
Экономисты уверяют: несмотря на все негативные толки вокруг доллара, обесценивание рубля дало толчок промышленности и торговле в регионе и в целом в стране. Значительно вырос экспорт из Приамурья в Китай. В 2017 году на рынки области попало 53 845 тонн китайских продуктов питания, в основном фруктов и овощей. А за границу вывезено 248 110 тонн продовольствия. За Амуром популярны русская соя, мука, молоко, растительное масло, мед и сладости.
93,9
миллиона долларов — общая стоимость продовольствия,
вывезенного через Благовещенскую таможню в Китай в 2017 году
Известный блогер Игорь Путилов, который последние 10 лет живет в Китае, уверен: молва о заваленных русскими продуктами рынках в Поднебесной преувеличена. Тем не менее в Хэйхэ работает рынок русских товаров, а после торжества юаня над рублем в приграничных провинциях стали появляться локальные магазины, забитые амурскими сластями и даже алкоголем.
— Русские магазинчики там заполнены подделкой, — рассказывает Игорь Путилов. — Когда началась массовая движуха товара в Китай, туда пошли огромными партиями торты «Медовик». Сейчас сладость в таком же оформлении лежит на прилавках в Харбине, но в глаза бросается, что это грубая подделка. Еще один популярный товар — мед. Килограммовая банка с корявой наклейкой отпускается по той же цене, что и в Благовещенске. Как это возможно? Только разбодяживанием. Я пробовал китайский мед. Гадость.
Картинка увеличивается по клику.
Фото: Дмитрий Тупиков
Амурская правда
от 25.01.2018
Материалы по теме
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии