Фото: Донат Сорокин, ТАССФото: Донат Сорокин, ТАСС

На этот раз осечек при запуске ракеты не случилось, но после двух не самых гладких предыдущих стартов «Союза» за вчерашним взлетом общественность следила с замиранием сердца. За пуском наблюдали и первые лица области, и специалисты Роскосмоса вместе с сотрудниками космодрома, и журналисты шестидесяти федеральных и региональных СМИ. Среди них — журналист АП Варвара Сиянова. Как прошел третий взлет «Союза» — в нашем материале. 

Ракета — как на ладони

Со смотровой площадки, что в двух километрах от космодрома Восточный (ближе по технике бе-зопасности находиться уже нельзя), стартовый комплекс виден как на ладони. Здесь уже два дня готовится ракета-носитель «Союз-2.1а», которая должна вывести на целевую орбиту два метеоспутника дистанционного зондирования Земли «Канопус-В» № 3 и 4 и девять космических аппаратов США и Германии. Сама виновница торжества пока еще закрыта наехавшей на нее мобильной башней обслуживания. Идут последние приготовления, о чем свидетельствуют клубы пара. 

О том, что происходит посреди амурской тайги, оповещает установленный здесь радиоприемник. Рядом — спутниковая тарелка для связи представителей Роскосмоса и СМИ со стартовым комплексом и внешним миром. Такие комфортные условия для работы и прояснения сложного технического процесса здесь предусмотрены впервые.

— Все для вашего комфорта, резервными переносными каналами связи с подключением к интернету вы обеспечены, — шутит специалист спутниковой системы «Гонец» Александр Виниченко. — Но, конечно, в первую очередь наша система предназначена для сопровождения ракетно-космической техники и получения телеметрии, которую и передаст ракета-носитель «Союз-2.1а».   

На входе в теплое помещение гостей встречают начищенным до блеска самоваром. Волонтер из Свободного Денис Береснев подкладывает лучину и сосновые шишки. Температура горячего чая не падает, держится на точке кипения. Не падает и температура на улице, где за минус двадцать. Денис на таком событии присутствует впервые, а вот его отец Дмитрий  уже был здесь в ноябре прошлого года. Вызвался организовать праздник, а заодно и посмотреть на запуск ракеты.

— Да, хорошо на этот раз — спокойно, размеренно, — замечает Дмитрий Береснев. — Да и с погодой нам повезло — сегодня тепло, хоть и зима. На прошлый пуск сильный ветер был. И страсти кипели — не меньше чем этот самовар. Полетит не полетит ракета.

В ожидании взлета 

Латунный самовар со звучным названием «Тульский левша», стоящий на смотровой площадке с баранками наперевес, ради такого случая был взят напрокат у одного свободненского коллекционера. «Пусть это будет визитной карточкой амурского космодрома, — говорят волонтеры. — Посмотрите, какой он красивый, как играет на солнце. Вместимость хорошая — двадцать пять литров. Заслонку закрыл — кипяток долго держится. Баранки тоже местные, циолковские. У нас самообслуживание. Открывайте кран, наливайте сами.

Внутри теплого помещения с огромными смотровыми окнами угощает пирожками с семгой руководитель приморской компании «Маньчжур» Евгений Коноваленко. Это предприятие кормит не только сторонних наблюдателей, но и всех сотрудников космодрома Восточный. Эксклюзивный майский мед с липой Таке до этого момента успела распробовать и группа боевого расчета, состоящая из восьмисот человек.

«Внимание, передает управление пусками! — внезапно начинает вещать радиоточка. — Боевой расчет, обслуживающий ракету, эвакуирован в безопасное место. Принята готовность тридцать минут». Журналисты отправляются занимать выигрышные боевые позиции по краям смотровой площадки. Проверять технику, щелкать затворами фотоаппаратов, настраивать камеры. Мобильная башня обслуживания отъезжает на свое исконное место и открывает нам ракету. Даже сюда доносится ее огненное дыхание и клубы пара.

— Более современный и компактный — я вижу только преимущества космодрома Восточный перед Байконуром, — делится впечатлениями впервые прибывший на запуск петербургский промышленный фотограф Сергей Татарских. — Сегодня рано утром я побывал на стартовом столе. Впечатляет башня обслуживания, такой больше нет почти нигде в мире. Продуманная инфраструктура, шикарный самовар. Живописный лес кругом, а не степи! Комфортная площадка для просмотра, которая построена специально для этих целей. А вот на Байконуре, в отличие от Восточного, — просто приспособленное место под навесом.

Вместе с окулярами камер и фотоаппаратов за процессом наблюдает и специализированная техника для внешних траекторных измерений на активных участках полета ракеты. «Мы фиксируем начальные фазы полета, обрабатываем данные и получаем траекторию полета до тех пор, пока ракета не залетит за земной шар, — раскрывают свои секреты специалисты из Роскосмоса, специально прилетевшие на запуск из Москвы. — Оказываем и видеосопровождение. Вот вы, например, невооруженным глазом перестанете видеть ракету, а мы еще будем за ней следить восемь минут. Пока не скроется за атмосферой».

Поехали!

«Готовность номер один, — дает сигнал радиоприемник. — Пять, четыре, три, два, один. Пуск!» К краям смотровой площадки уже не протолкнуться. Нацелив технику, люди, затаив дыхание, замерли в ожидании. Как сложится третий пуск, на который возлагают большие надежды?! Два ранее состоявшихся старта с Восточного были омрачены техническими сбоями. В апреле 2016 года ракета в присутствии президента России Владимира Путина взлетела только со второй попытки. В ноябре 2017‑го космический аппарат «Метеор-М» и 18 малых спутников были потеряны из‑за «непрогнозировавшегося» поведения разгонного блока «Фрегат», чье программное обеспечение не было подготовлено к запуску с нового космодрома.

И вот ракета-носитель «Союз-2.1а» плавно отделяется от земли и устремляется в небо. До наблюдателей доносится рев машины. «Хорошо пошла, прямо, — слышится сквозь рокот космодрома. — Какое красивое, завораживающее зрелище. Я заснял, как отвалились ступени!». Через несколько секунд огромная ракета становится лишь яркой огненной вспышкой и растворяется в атмосфере, оставив на память о себе огромное облако над землей.

На орбите

Народ тем временем снова замирает. Но уже у радиоприемника. О том, что сейчас творится в небе, бесстрастным голосом каждые десять минут информируют черные колонки.

«Готовность номер один, — подает сигнал радиоприемник. — Пять, четыре, три, два, один. Пуск!» К краям смотровой площадки уже не протолкнуться. Нацелив технику, люди, затаив дыхание, замерли в ожидании.

— Есть запуск двигателя третьей ступени. Есть выключение двигателя второй ступени. Есть отделение второй ступени, — несется из репродуктора. — Триста десять секунд — двигатель третьей ступени работает нормально. 320 секунд — параметры конструкции ракеты-носителя и разгонного блока в норме. 330 секунд — параметры системы управления ракеты-носителя в норме. 340 секунд — полет нормальный. 390 секунд — стабилизация изделия устойчива. 490 секунд — полет нормальный. 500 секунд — вращение в норме. 520 секунд — есть выключение двигателя третьей ступени. Есть отделение головного блока. Разгонный блок «Фрегат» с космическими аппаратами «Канопус-В» № 3 и № 4 и полезная попутная нагрузка выведены на незамкнутую орбиту.

И тут громогласное ура, эхом, не хуже, чем рокот космодрома,  разносится по смотровой площадке. «А вот теперь — поехали! — специалисты Роскосмоса, наблюдавшие за процессом вместе с журналистами, обнимаются и пожимают друг другу руки. Свершилось! Третий запуск вписан в историю России и мировой космонавтики как прошедший в штатном режиме. Расхожая фраза «что‑то пошло не так» — уже не про космодром Восточный.

КОММЕНТАРИИ

Александр Козлов, губернатор Амурской области:

— Сегодня второй раз наблюдал за тем, как стартует ракета. Скажу вам — это удивительное зрелище. Надеюсь, что дальше все пройдет в штатном режиме и космические аппараты будут доставлены на орбиту. В целом хочу отметить, что космодром для области — это один из важнейших факторов развития. Благодаря Восточному в стране появился новый город — Циолковский. Сейчас в нем живет уже 8 тысяч человек. По оценкам, через несколько лет в городе будет проживать до 30 тысяч человек. Также космодром — это экономика. С 2012 по 2017 год в бюджет Амурской области от организаций, которые строят и эксплуатируют космодром Восточный, поступило около 2,5 миллиарда рублей. «Амурская область — космическая» — это не просто слоган. Это факт. И мы гордимся, что наш регион стал космической гаванью всей страны. Для нас это не просто огромное достижение отечественной космонавтики, это новые отрасли экономики, новые форматы образования и профессионального обучения. Сегодня здесь присутствуют сотрудники ЦЭНКИ и Роскосмоса, которые обеспечили успешный старт ракеты. Особенно радует, что среди них есть и амурчане — вчерашние выпускники российских вузов, где готовят специалистов для нашего космодрома. Хочу сказать им огромное спасибо. Надеюсь, что как можно больше молодежи будет выбирать путь космонавтики. И как можно больше молодежи будет оставаться в области или возвращаться из центральных вузов на свою малую родину, чтобы делать ее краше, успешнее.

Игорь Комаров, глава Роскосмоса:

— Для нас этот запуск важен не только потому, что мы успешно начали программу этого года, но и в целом видим, что космодром Восточный выходит на свою программу работы. До конца года мы планируем еще два пуска, во второй половине года. Ракеты выведут на орбиту спутники: «Метеор» и еще два «Канопуса». И в следующем году планируем увеличение объемов загрузки космодрома благодаря коммерческим пускам. Сегодня запустили два космических аппарата «Канопус» — № 3 и 4, они добавились к двум аппаратам группировки «Канопуса». В целом группировка аппаратов дистанционного зондирования Земли увеличилась до 10, это дает нам новые возможности работы. Работа ракеты-носителя была штатной. Пуск прошел успешно. Отдельное внимание было уделено работе разгонного блока «Фрегат». Блок отработал всю программу выведения аппаратов. Оба аппарата «Канопус» сориентированы, с ними установлена связь. Прошло отделение аппаратов США и Германии, они выведены на заданную орбиту. Работа заказчиков с ними начнется через некоторое время. В течение суток мы получим информацию о том, в каком состоянии аппараты, как они работают. Но это уже ответственность заказчиков. Задачи, которые стояли перед космодромом, выполнены.