«Это ваши друзья из Кремля»: как глава государства дозвонился в чум оленеводов
Енкся и Зоя Пяк из небольшого города Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа отметили 50-летие совместной жизни. В прошлом году дружные северяне победили в окружной премии «Семья Ямала» в номинации «Династия года», а еще — во Всероссийском конкурсе Министерства труда «Семья года» в номинации «Семья — хранитель традиций».
Енкся Ильмович много знает о своих предках: его папа — Ильма, дедушку звали Мунумэтта, прадедушку — Тайчи, а еще раньше был Налама, самого первого в роду нарекли Хунку. У четы Пяк 8 детей, и зовут их уже более привычно для нашего уха: Светлана и Наталья, Сергей и Вячеслав и так далее. Но главное, дети хорошо помнят историю семьи, язык и традиции народа, при этом получили высшее образование, все работают, трое ведут кочевой образ жизни.
Коренные жители Ямала стали почетными гостями запуска потому, что чуть больше года назад глава семейства пригласил в тундру Владимира Путина, а президент поручил исполнить мечту его внука — увидеть вживую запуск ракеты.
В январе этого года Енксю Пяка пригласили в Москву на церемонию открытия Года семьи, где и состоялась встреча с Президентом России. Тогда глава большого семейства рассказал, что в День космонавтики они с супругой Зоей отметят золотую свадьбу, и пригласил Владимира Путина на празднование. Приехать лично он не смог, но дозвонился в чум с поздравлениями.
— Енкся Ильмович, слышите нас? — обратился Владимир Путин по громкой связи к оленеводу.
— Слышу-слышу. Это кто? — уточнил оленевод.
— Все свои, ваши друзья из Кремля, — представился Владимир Путин.
— Хорошо, хорошо, — заулыбался семьянин.
— Поздравляю Вас, Зою Игрумовну и всю вашу большую семью с юбилеем — с золотой свадьбой. Самое главное во всех ваших успехах, основа всего, что происходит в жизни — это ваша семья. Желаем вам всего самого доброго, успехов и надеемся, что мы с вами еще увидимся. Я знаю, что один из ваших внуков хочет посмотреть на старт космического корабля, мы обязательно организуем поездку! — пообещал Президент России.
Речь шла об одном из десяти внуков — Ростиславе, который в январе был с дедом на церемонии открытия Года семьи. Разговор по телефону состоялся 12 апреля, а уже через полгода Ростислав вместе папой, мамой, братом и сестрой полетели в Амурскую область. Еще две сестры остались с дедушкой Енксей и бабушкой Зоей на хозяйстве.
Аромат багульника, северные танцы и голубица с сопок Селемджинского района: как ненцев амурские эвенки встречали
Эвенки и ненцы говорили на русском об общей боли: в городах родной язык коренных народов Севера становится ненужным. Фото: Анна Шантыка
Представители двух коренных народов с разных концов большой страны встретились в День народного единства в этнографическом центре «Бидекит» Амурского областного краеведческого музея. Семью Пяк для начала провели через чичипкан — ворота из раздвоенного ствола лиственницы. Священный багульник и поджигать не нужно было, как того требует старинный обряд очищения, чтобы северяне почуяли терпкий аромат болотного растения. Гости прошли мимо нарядных танцоров ансамбля «Дюгэлдын» в традиционных костюмах, расшитых бисером и мехом оленя, к священному дереву, повязали ленточку.
Ростислав Пяк в космическом худи, но для особого случая у него в чемодане традиционный ненецкий наряд. Фото: Анна Шантыка
— Чего-то мы не подумали, надо было тоже национальную одежду надеть, мы же с собой привезли, — сказал отец семейства Сергей, глядя на сына в джинсах и худи с надписью «Союз-2» на спине и историей космодрома Восточный.
Семью усадили за стол, среди угощений — конфеты, печенье и мармелад кондитерской фабрики «Зея», а еще — голубица и дикая смородина, которую собирали эвенкийские старожилы в окрестностях села Ивановское на самом краю Амурской области. Только что согретый чай разливали руководитель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Селемджинского района Сергей Никифоров и завкафедрой иностранных языков Амурского госуниверситета, доктор филологических наук Ольга Морозова. Получается, в этой компании языки народов Севера в той или иной мере знали все. Оказалось, что и первый заместитель министра образования и науки Амурской области Елена Бурдуковская, которая тоже встречала делегацию, школу оканчивала в тындинской Усть-Нюкже и в детстве учила эвенкийский.
Гостей угощали и сладостями от кондитерской фабрики «Зея», и ягодами с сопок Селемджинского района. Дети предпочли мармелад, взрослые оценили варенье из дикоросов . Фото: Анна Шантыка
В семье Сергея и Марии Пяк дети хорошо говорят и на русском, и на ненецком. Во-первых, дедушка Енкся спуску в этом деле точно не даст, да и в интернате, где старшие учатся с понедельника по пятницу, родной язык преподают. Туда ребят возят и в пургу, и в ливень за 200 километров от дома.
— Вы большие молодцы, что сохранили язык. Это очень сложно. Вот пока у детей открыты лингвистические окна, они могут речь предков воспринимать — это до 12 лет, — обратилась к чете Пяк Ольга Морозова. — Поэтому ваши дети умницы, что говорят на ненецком.
Космос космосом, а за столом в центре внимания были более приземленные темы: сколько оленей в хозяйстве, как далеко школа от чума в тундре. Фото: Анна Шантыка
— Наши сыновья и дочки уже с рождения и на русском языке говорят. В тундре интернет есть, мультики смотрят, — с акцентом рассказывает Мария Пяк. – А я вот в детстве только пару слов на русском знала, в тундре жила. Сейчас уже все знаете, молодежь стремится пойти в город жить.
— Ну, как у нас, — отметила руководитель эвенкийского детского сада из села Ивановского Селемджинского района Елена Тимофеева.
— Вот, например, я окончила школу, встретила Сергея, который после армии пришел, никуда не поступила — любовь нагрянула, стала чумработницей: у нас есть и чум в тундре, и квартира в городе. А мои сестры все с образованием, все в Тарко-Сале трудятся, — продолжила Мария. — У Сергея тоже все сестры с образованием, замуж повыходили за русских и в городе работают. Только Сергей остался в тундре, старшая сестра и брат.
— Ну, это у нас глобализация, или как она называется? Цивилизация, да? Когда мы хотим удобств. Эвенки тоже с этим столкнулись. У нас сейчас девушек и детей в тайгу не загонишь. Раньше мы, помню, в тайгу хотели на каникулах. А сейчас дети хотят в город, — поделился переживаниями Сергей Никифоров.
Космос космосом, а за столом в центре внимания были более приземленные темы: сколько оленей в хозяйстве, как далеко школа от чума в тундре.
Однако супругам Пяк и в тундре неплохо живется. В городе они часто бывают, добраться проблем нет, тем более что месяц назад Мария получила водительские права и теперь может сама ездить по делам. Все мальчишки в семье имеют квадроциклы и при этом виртуозно управляют оленями, как все коренные жители Севера.
Семиклассник Ростислав, который и поделился с президентом страны своей мечтой, кажется, хочет освоить транспорт космических масштабов. Говорит, с детства размышлял о том, как появились Солнце и звезды, посещал павильон «Космос» на ВДНХ в столице и смотрел трансляцию запусков с родными по телевизору. Так зародилась еще одна сокровенная мечта, которой Ростислав поделился, как только оказался ближе к Восточному.
— Я мечтаю стать космонавтом. Знаю, что эта профессия очень интересная и очень тяжелая, нужно много готовиться физически. Я уже готовлюсь — хожу на тренировки по самбо, — признался он.
Родители такие высокие стремления поддерживают, но и о традициях предков наставляют не забывать. Поэтому гости с удовольствием приняли участие в мастер-классе по эвенкийской вышивке и полюбовались выступлением ансамбля «Дюгэлдын».
Фото: Анна Шантыка
— Мне очень понравилось, как мы встретили семью коренного народа из ЯНАО. Это была такая непринужденная дружеская встреча. Можно сказать, как дома, — рассказал руководитель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Селемджинского района Сергей Никифоров. — Напоследок мы обменялись подарками. Семья Пяк вручила нам куколок в национальных ненецких одеждах и шоколадки, а мы им — брелочки и нагрудные украшения в виде солнышек, а еще маленькие кумаланчики — коврики, которые делают эвенкийские мастерицы.
Ближе к дяхе и нумке, то есть к Солнцу и звездам
Фото: Алексей Сухушин
Семья Пяк стала ни много ни мало звездами этого запуска. По пути на космодром то и дело ее встречали журналисты, фотографировали и брали интервью. Оленеводы и сами превратились в блогеров — достали телефоны в первые секунды старта и выключили камеры, когда уже ракета скрылась в небе.
— Пошел дым, — комментировал Ростислав на камеру телефона. — Ого! Летит! Офигеть!
Вся семья плечом к плечу стояла на смотровой площадке вместе с туристической группой. Сергей Пяк говорит, смотрел то на ракету, то на детей — у них глаза горели, у него самого — мурашки по всему телу! Казалось, происходит что-то нереальное! Обратный отсчет, дым и огонь из-под ракеты, которая с оглушительным шумом взмывала в небо.
— Сначала я волновался, а когда ракета все-таки начала отделяться от земли, начал кричать. Там все кричали! Правда, все слишком быстро произошло. Я от радости другу на Ямал написал, что «Союз» полетел! Правда, разница по времени — 4 часа, у нас совсем еще раннее утро было. Никогда не забуду то, что увидел в Амурской области!
После такого, сказал Ростислав, он уже не может отказаться от своей мечты. Так что не исключено, что в династии тундровиков Пяк, в семье оленевода Сергея и чумработницы Марии, появится первый космонавт.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии