Не удивляет даже тот факт, что красивая агитка, в которую вложили огромные деньги, ещё более огромные деньги в результате и принесёт: в североамериканском прокате «Пантера» бьёт рекорды, и это вряд ли связано исключительно с её качеством. Погодите, ещё и на «Оскар» выдвинут как лучший фильм через годик.
Будущую историю африканского правителя, круто замешанную на шекспировском «Гамлете» и мультфильме «Король лев», анонсировали ещё в фильме «Первый мститель: Противостояние» — тогда на экране впервые появился принц Т`Чалла, сын короля загадочной и далёкой страны под названием Ваканда. Был он затянут в латекс, располагал премилыми ушками на голове, а в случае чего мог запросто выпустить коготки.
Режиссёра интересует только то, что происходит в среде чернокожих, всех прочих он упорно избегает, делая исключение только для одного-единственного агента ЦРУ в исполнении Мартина Фримена.
Новый фильм, как и положено доброй сказке, начинается с «жили-были». Приятный голос за кадром рассказывает зрителю, откуда вообще взялось скрытое от посторонних глаз королевство, которое, с одной стороны, вроде как имеет представительство в ООН, а с другой — никого к себе старается не пускать, включая беженцев из соседних стран Африки. Под бесплодной с виду землёй у везучих вакандийцев скрываются масштабные залежи вибраниума — самого ценного металла в подлунном мире (а то и за его пределами).
Чтобы вы понимали — этот чудо-элемент, не вписанный в периодическую таблицу, пришлось скрести по сусекам, прежде чем Капитан Америка обзавёлся своим знаменитым щитом. А там, где горы вот такой вышины, вибраниум добывают веками и тоннами, и, по выражению одного из персонажей, только по поверхности поскребли. Жители Ваканды успешно прикидываются отсталым народом в вычурных костюмах и склонностью к традиционным издевательствам над собственным телом, а сами летают по небу в невиданных виманах и вытаскивают с того света смертельно раненных при помощи вибраниевых бусинок.
Стараясь (хоть и не особенно) сделать вид, что снимает комикс, Куглер не только организовывает камео Стэна Ли, но и сооружает из подручных материалов нечто вроде конфликта: мол, подлые террористы покушаются на спокойствие сказочной страны и лишь герой в костюме пантеры способен дать им отпор. На самом деле всё это ерунда: режиссёра интересует только то, что происходит в среде чернокожих, всех прочих он упорно избегает, делая исключение только для одного-единственного агента ЦРУ в исполнении Мартина Фримена.
Впрочем, и этот рохля, которого обитатели Ваканды презрительно именуют «колонизатором», нужен лишь для того, чтобы в очередной раз продемонстрировать запредельное благородство главного героя, готового ставить под удар благополучие вверенного ему народа, чтобы спасти жизнь случайному знакомому. Король из Т`Чаллы, действительно, никудышный: один ритуальный поединок выиграл еле как, второй продул с позором, а в промежутке постоянно плевал на интересы государства и целыми днями вздыхал о «бывшей».
Немудрено, что этот персонаж, лишённый всяческой харизмы (стараниями Боузмана и режиссёров дубляжа в том числе), постоянно уходит на задний план, уступая место той самой «бывшей», собственной сестре и бритоголовой руководительнице местного управления ФСО. На мужской половине выделяется разве что антагонист в исполнении любимого куглеровского актёра — Майкла Б. Джордана.
Продравшись сквозь череду пафосных диалогов о павших героях и политических перспективах, вытерпев сцену с тенью отца Гамлета, вдоволь налюбовавшись на ритуальные пляски передовой нации, зритель, наконец, понимает, что заперт в этой самой Ваканде. Даже скопированная у кого только можно сцена с вылазкой в корейский Пусан нужна только для того, чтобы ещё больше усилить конфликт во дворце.
Хотя на самом деле его нет: самому вакандийскому народу, похоже, глубоко плевать, кто им правит — главное, чтобы мужики в грязи повалялись, избивая друг друга. Приближённые же Т`Чаллы делятся на две разновидности: либо идём за тобой в огонь и в воду, о наш король с кошачьими ушками, либо на новую службу шагом марш. Куглер, собравший в одном фильме весь цвет современного афроамериканского актёрства, как следует прописывать для них персонажей явно не планировал: тут главное — массовость.
Поэтому одному достаются шуточки (и даже пара неплохих), другому — боевые носороги, третьему — горькая каинова стезя, и даже Фореста Уитакера нарядили неизвестно во что. Всё это так далеко от исполнительского мастерства, что диву даёшься. Как следует старается разве что Летишиа Райт — и то лишь потому, что ей просто необходимо быть живым отражением своего впадающего в романтическую спячку брата-короля. Дело могли бы оживить другие герои вселенной Marvel, хотя бы в небольших ролях, да кто ж их, преимущественно белых, к съёмочной площадке «Чёрной Пантеры» подпустит.
Ближе к концу становится понятно и другое: перед нами кино, которое можно назвать частью большого сериала про супергероев разве что с большущей натяжкой. Все эти Ваканды, Зоковии и прочие Крокозии и без слёз по толерантности смотрятся довольно нелепо: хотя бы потому, что никто и никогда не удосуживается уделить им должное внимание, а не просто сделать надпись на карте в случайно выбранном месте. Но случай с «Чёрной Пантерой» и в этом смысле стоит особняком: описываемой в фильме страны нет даже для тех, кто живёт в вымышленном мире Marvel.
Может, конечно, и потешно наблюдать за тем, как агент ЦРУ хлопает глазками, примеряя на себя шкуру Гулливера, но всерьёз уверовать в то, что о существовании государства, располагающего самыми развитыми технологиями, знают исключительно террористы и скупщики краденого, не получается при всём желании. Зритель не знает ни устройства этой страны, ни её внутренних проблем, ни её истории — мультипликационной лекции в начале фильма для этого явно не хватает.
С чего режиссёр Куглер решил, что публике будет интересна борьба за трон при таких вводных — неизвестно. Зато заметно, как подбираются и актёры, и сам постановщик, когда приходит время главного монолога «Пантеры». Произносит его отнюдь не рохля-король, а его прямой конкурент — и говорит он о миллионах «братьев», страдающих под гнетом, умирающих от наркотиков и попадающих за решётку по делу и без. Конечно, герои порицают диктаторские замашки молодого воина, желающего идти войной на весь мир, но осадочек остаётся.
Досмотреть «Чёрную Пантеру» до конца — большой труд. Не станем спорить с умами, которые называют Куглера одним из наиболее выдающихся режиссёров современности, но в данном случае он выступает в неприглядной роли. Представьте, что вы пришли в парк развлечений покататься на каруселях, а очень одарённый человек убеждает вас, что отнести пару десятков мешков с цементом на пятый этаж гораздо важнее, а от каруселей этих один вред.
Никто, конечно, не сомневается, что вялотекущая борьба за вселенскую справедливость, которая в отдельных местах и в отдельные периоды времени принимает исполинские масштабы, рано или поздно охватит все сферы масскульта. Но между блюдами под названием «Тор: Рагнарёк» и «Мстители: Война Бесконечности» это блюдо под африканским соусом идёт с большим нежеланием. Что по-настоящему хорошо в «Чёрной Пантере», так это музыка — в отличие от вибраниума и волшебных цветков, вселяющих в человеков неописуемую мощь, музыка действительно способна объединять. Впрочем, люди всё равно продолжат копаться в брюхе планеты и строить из добытого ракеты — и далеко не всегда такие, которые летят к Марсу и Венере. В ситуации, когда очень неспокойно за будущее, как-то не тянет извиняться за прошлое. Особенно, если оно не твоё.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии