Фото: Андрей АнохинФото: Андрей Анохин

—  Зачастую родители после рождения ребенка с ограниченными возможностями просто не знают, как им дальше жить. Что может им помочь в такой непростой момент?   

— Безусловно, появление на свет ребенка с серьезным заболеванием — это огромный удар по семье. Он высвечивает как внутренне слабых, так и сильных людей, так как в стрессовых ситуациях проявляется истинная зрелость натуры. Если с этой данностью лицом к лицу столкнулся сильный человек, у него есть только один вариант — принять и развивать этого ребенка. Если кто-то не чувствует в себе сил, определит ребенка в госучреждения для отказников либо отправит в глубинку к родственникам, чтобы не испытывать чувства вины за то, что собственного ребенка оставил на попечение государства. Именно от родителей зависит, какую жизнь проживет этот человек и какой у него будет уровень развития. А для мам и пап это возможность пережить тяжелую ситуацию и выйти из нее с достоинством.

— Душевная боль у родителей со временем уходит? Можно как-то от нее избавиться? Ведь где-то рядом растут здоровые дети, с другими возможностями.

— Ответ на этот вопрос, который на самом деле может касаться многих ситуаций в жизни, нашли еще в Древней Греции. Человека беспокоит не то, что произошло, а то, что он думает по поводу того, что произошло. Есть родители, которые зрело приняли на себя ответственность за ребенка, понимая, что он абсолютно беззащитен. В чем-то они поступились своими интересами, но они прошли проверку собственной самооценки, и вот у них она здоровая. Потому что самооценка, построенная на мнении других, осуждающих людей, — как раз нездоровая. Если родители не боятся осуждения, любопытных взглядов, если они полностью принимают своего ребенка с особенностями развития или ограниченными возможностями, то и всю ситуацию воспринимают спокойно, без надрыва. Да, это их данность. Но они справятся с ней.

— Принять ситуацию — что это значит?

— Как правило, стрессовое переживание имеет несколько стадий. Сначала это шок — человек все отрицает и не согласен с положением вещей. Вторя стадия — он что-то начинает принимать, пусть даже и от безысходности, и как-то соглашаться с действительностью. На этом этапе, кстати, может быть депрессия. А четвертая стадия — когда человек, наконец, задает себе вопрос: а что делать-то? И чем быстрее он перейдет на четвертую стадию, тем лучше. Именно в этой стадии он видит уже не безысходность, а четко сформулированные задачи, которые он должен решить. То есть проблемы становятся задачами. В этот момент появляется возможность принимать правильные управленческие решения в своей жизни. Это и есть принятие ситуации. Если человек воспринимает любую ситуацию в жизни как задачу, то только в этом случае мозг начинает реально думать: а что делать? Ответ на этот вопрос и показывает уровень зрелости родителей и семьи. Зрелые люди найдут в себе силы растить и развивать своего ребенка, которого они любят без оглядки на чужое мнение.

— Переживания за своего ребенка в этом случае все равно останутся?

— Да, и они нормальные и понятные. Ведь эта любовь всегда будет смешана с волнением о том, как ребенок будет жить дальше, с кем он будет дружить, с кем будет, если будет, создавать семью. Кто-то из родителей изначально отдает детей в среду с такими же детьми. Другие, наоборот, максимально пытаются социализировать ребенка и отдают его в обычную школу к обычным детям.

— А что правильнее?

— А это зависит в первую очередь от того, что конкретно с ребенком и какие в родительской среде установки. Ведь маленький человек тоже по-разному может относиться к себе и миру. Родители могут сначала формировать у него ощущение, что он, скажем, ущербен, и тогда ему будет сложно адаптироваться в коллективе. Это как раз тот случай, когда родители не приняли до конца ребенка и воспитали его как человека с ограниченными возможностями — во многих смыслах, а не только в связи с диагнозом. Если же патология не такая тяжелая и ребенка растят как полноценную личность с некоторыми особенностями развития, то ему и дальше стараются дать больше самостоятельности, обеспечив контроль, который он может и не замечать.

Зрелые люди найдут в себе силы растить и развивать своего ребенка без оглядки на чужое мнение.

— Что важно как можно раньше донести до детей?

— Призму восприятия себя и мира формируют родители, семья.  Установки начинают формироваться к двум годам, до подросткового возраста основной багаж установок, как правило, уже получен. Есть те, которые помогают. Например: на красный свет дорогу переходить нельзя. А есть установки, которые мешают. Например: да куда ты такой годишься?   Если родители не понимают, что нужно дать конкретно их ребенку, нужно обратиться к психологу, психотерапевту — специалист поможет минимизировать последствия всего, что произошло с ребенком.

— Какие установки позволят принять свое особое положение в обществе?

— До ребенка нужно донести, что неприятие в обществе может быть. И ему нужно будет его преодолеть. Но он должен понимать, что у других людей — другие трудности. Мы все что-то преодолеваем. Ты знаешь свои проблемы, но не знаешь чужие. Но каждая ситуация, из которой ты вышел победителем, дает тебе возможность роста и развития. Преодолел трудность? Молодец! Так у ребенка будет формироваться более здоровая самооценка. А если она будет формироваться за счет других людей — это же будет катастрофа! Дети, которых поддерживают родители, хвалят каждый их маленький шаг, иногда удивляют даже врачей, которые, казалось бы, про их болезнь знали все. И эти доктора могут подтвердить, что дети при правильном психологическом формировании в рамках своей патологии достаточно компенсированы и успешны.

— Сами дети проявляют инициативу, разбираясь в себе, своих чувствах и желаниях?

— Я приведу в пример реального мальчика, его зовут Артем. У него врожденное  заболевание позвоночника. По-простому — горб. Представьте 12-летнего мальчика с такой ярко выраженной особенностью телосложения, который ходит в обычную школу в достаточно небольшом городе. Насколько к нему могут быть толерантны другие дети? Какое прозвище он получает?.. И вот этот мальчик подошел к своей маме и сказал: «Я хочу заниматься с психологом». Артем, в отличие от сверстников, занимался абсолютно как взрослый человек. На первой консультации он сказал: «У меня есть конкретные цели. Я хочу, чтобы со мной за руку здоровался лидер класса. Я хочу, чтобы девочка согласилась сидеть со мной за одной партой. Я знаю, что у меня есть горб, и он у меня всегда будет, но я хочу себя чувствовать нормальным человеком». Сейчас Артему 18 лет, у него нет возможности исправить искривление позвоночника, но он компенсирован во всех остальных смыслах: он общается с теми, с кем хочет, его приняли интересные ему люди, социум, потому что он сам очень интересный парень. Вот он — зрелая личность, и был ею даже в 12 лет.

Сильный пол чаще проявляет слабость, свидетельствует статистика. Папа не может найти силы справиться с грузом проблем, свалившимся при рождении больного ребенка. Начинает обвинять жену, медиков, замыкается в себе, перестает общаться. Результатом такой ситуации нередко становится распад семьи.

Уберите страхи, что не получится

— Какие установки вы даете вашим подопечным из паралимпийской сборной?

— Как и все, они перед соревнованиями тоже переживают, потому что понимают, что это  шанс, которого больше, возможно, не будет. И если ты сейчас что-то упустишь, не сможешь проконтролировать свои эмоции, то потеряешь шанс стать олимпийским чемпионом. Сначала я убираю у них тревогу, напряжение, страхи, что не получится. А потом стараемся снизить ответственность. То есть работаем над установкой, что нужно просто пойти и показать то, что спортсмен уже много раз делал на тренировках. Когда нет мысли: «Сейчас или никогда», — уходит тревога. А это значит, что в кровь не выбрасывается адреналин, не повышается давление, не возникает тахикардия и слабость в руках и ногах… А в таком состоянии еще никто олимпийскую медаль не выиграл. Кстати, снижение фиксации на значимости какого-то события может пригодиться и в других сферах жизни.

О дружбе и любви

— Личная жизнь и физические ограничения — какие здесь могут быть советы? Люди ведь могут стесняться своих недостатков и из-за этого отказываться от новых знакомств, общения, дружбы и любви…  

— Опять же все это зависит от того, насколько человек адаптирован быть таким, какой он есть. В современном мире есть множество возможностей компенсировать самые разные физические ограничения, минимизировать последствия нездоровья. Если человек не делает чего-то, то это вопрос восприятия его собственного ограничения. Если он себя считает ограниченным, никому не интересным, то будет сидеть дома. Если он считает, что он такой, какой есть, но может себя в чем-то проявить настолько, насколько может — то не будет запираться в четырех стенах. В конце концов, у каждого человека есть свои изъяны и недостатки, более или менее очевидные. Мы все несовершенны. И всегда можно найти человека, которому будет интересно именно с тобой. При таком мировоззрении любой  сможет выстроить отношения и с друзьями, и с противоположным полом. Важно понимать: от того, что человек закрывает себе эту реализацию, потребность-то меньше не становится. Если он говорит, что знакомиться ни с кем не будет — это не значит, что он знакомиться ни с кем не хочет. Хочет, но не разрешает себе. А это идеальная почва для развития невротических, тревожно-депрессивных расстройств. То есть он дополнительно себя травмирует. Если же ты знакомишься, то должен понимать, что другой человек имеет право сказать «да» или «нет». В любом случае всегда можно найти того, кому ты будешь интересен, в каком бы ты виде ни был. Мир большой, и для меня в нем есть место — вот реакция человека с правильной призмой восприятия и здоровой самооценкой. 

Возрастная категория материалов: 18+