А свиньи кто?

Чтобы побывать на пожаре, далеко уезжать не надо. В минувший огненный понедельник, 23 апреля, можно было подняться на высотку амурской столицы и увидеть дым или сесть на машину и выехать за город — огонь не заставит себя долго ждать: появится или у ближайшего дачного поселка в черте Благовещенска, или на пустом поле за селом.

Авось пронесет. Наверное, так думал хозяин свинофермы в двух километрах от села Игнатьево. Как еще объяснить тот факт, что возле промышленного объекта, обнесенного капитальным металлическим забором, у дороги находится свалка, где свалено более тридцати автомобильных покрышек. Причем очевидцы пожара утверждают, что эти покрышки лежат здесь не первый год. Огонь добрался и до несанкционированной кучи. В нескольких метрах — свиноферма, напротив — заросшее травой поле. В считанные минуты пламя с покрышек перекинулось бы на другую сторону, и тогда пришлось бы оборонять деревню от огня.

К счастью, обошлось без жертв. Свиней от шашлыка спасло то, что пожарный расчет МЧС находился в аэропорту для заправки водой самолета Бе-200. Заметив черный дым, спасатели немедленно среагировали и через нескольких минут прибыли на место тушения.

— У каждого пожара есть своя технология тушения, — объяснил пожарный спасатель специализированной пожарно-спасательной части Амурской области Максим Бобко. — К примеру, покрышки мы не тушим сразу водяными струями. Сперва необходимо изолировать очаг возгорания. Здесь опасность в том, что в одном месте находится большое количество этого горючего материала. Он разлетается на несколько метров, неся в себе новую угрозу возгорания, долго тлеет. Так что через некоторое время жди нового пожара. На другой, уцелевшей стороне тоже небольшая куча мусора. Даже видно, что кто-то ее пытался поджечь, но она не загорелась.

Огненная земля

Как признались огнеборцы, до приезда в аэропорт они уже потушили пал в поселке Зазейский. В этот же момент их коллеги локализовали пожар в районе Моховой Пади и Белогорья. Там горят дачные участки, подошел огонь и к туристическим базам «Динамо» и «Снежинка». Причины те же: халатность, разгильдяйство и отжиг травы.

А вот с хозяином сельхозпредприятия пообщаться не удалось. Ворота частного предприятия оказались закрыты наглухо. Во время тушения и после никто не вышел и не поблагодарил за спасенное живое и неживое имущество.

Рядом с пожарищем находятся и специалисты лесоохраны. При патрулировании своего маршрута они заметили очаг возгорания. Как говорят, космоснимки — хорошо, но в ветреную погоду они могут дать погрешность или вовсе не увидеть термоточку. Поэтому патрулирование территории — самый надежный мониторинг.

— Дым был виден уже с десятого километра Игнатьевского шоссе, — пояснил старший госинспектор по охране леса Благовещенского лесничества Дмитрий Лесик. — Мы прибыли на место и позвонили во все спасательные службы: ЕДС, МЧС, пожарную охрану, лесхоз. На сигнал SOS отзовется тот, кто ближе всех. Сейчас поедем обследовать, откуда начался пал — он пришел со стороны села Марково. Возможно, кто-то отжигал свою сельхозтерриторию или кинул непотушенный окурок из машины. Во время ЧС запрещены выезды на природу с разжиганием мангала.

По словам госинспектора, отжиги на землях сельхозназначения и сжигание травы на своих приусадебных участках давно под запретом. Тем не менее люди этого не понимают.

— Приезжаем, разъясняем, штрафуем, — констатирует Дмитрий Лесик. — До приезда сюда патрулировали садоводческие участки на десятом километре Игнатьевского шоссе — обнаружили шесть возгораний. Трое дачников, несмотря на все запреты, жгли на своих участках сухую траву. Они были оштрафованы, сумма штрафа — четыре-пять тысяч рублей.

На поле танки грохотали

Ситуация на полигоне ДВОКУ, что в десяти километрах от села Новотроицкое, и вовсе напоминает съемки фильма о Великой Отечественной войне. Правда, все здесь, увы, по-настоящему. По-настоящему «дымилась роща под горою, а вместе с ней горел закат». И по-настоящему «на поле танки грохотали». Танкисты готовились к танковому биатлону, отрабатывали маневры. Параллельно две бригады огнеборцев тушили огонь.

Здесь огнем охвачена довольно большая территория. Заметили возгорание специалисты лесоохраны и глава села Новотроицкое Ирина Бондарь. Она уже с апреля стоит на страже.

— Село наше в этом плане знаменитое, — отметила глава сельсовета. — Поэтому контролируем ситуацию, каждый день делаем объезд территории. Определяем горячие точки по выбросу дыма. Увидели в этом месте — проехали глубже, посмотрели, откуда идет пал, какая площадь охвачена огнем. Не спим уже которые сутки. Проводим сходы и обходим подворья, разъясняем людям, что необходимо убрать мусор на своем участке, провести осенью вспашку и так далее. Привлекаем к административной ответственности за неубранные территории. С начала сезона зафиксировано более 30 административных правонарушений. В основном неубранными остаются участки по двадцать соток, которые получили на нашей территории жители Благовещенска. Они их взяли под строительство, но за ними не ухаживают. А мы страдаем.

Человеческий фактор

В Новотроицком есть своя добровольная пожарная дружина. Семь мужиков и одна дама, Ирина Бондарь. В 2013 году она, будучи главным специалистом сельсовета, сколотила команду спасателей. Дружинники прошли обучение и медосмотр, получили экипировку.

— Когда на себя цепляешь ранцевый лесной огнетушитель, не думаешь о тяжести, — продолжила Ирина Викторовна. — Бегаешь с ним и по сопочкам, и по болотам. Тушить в сопках очень тяжело. Бывает, что огня не видно. Если рядом с дорогой, то еще более-менее. А к сопкам как подобраться?! Только пешком. Желательно пожар локализовать как можно быстрее, чтобы он не подобрался к селу. Например, 10 апреля на нас шел сильный пал со стороны Моховой Пади. Там рядом 30 человек взяли дальневосточный гектар и поселились в сопках. Вот мы их вместе с лесоохраной и обороняли: старались отвести огонь от Новотроицкого и обезопасить людей.

Во время нашего разговора огонь, сожрав сопки, вышел к свалке у дороги. Трещит трава, взрывается шифер. От накала лопаются железные банки. Огонь перекидывается на березки — спасти дерево уже невозможно. Остается только сжимать кулаки в кармане и надеяться, что за такую преступную халатность кто-то ответит. По все строгости закона. У каждого пожара есть не только классификация сложности и причина возгорания, но «и имя, фамилия и должность». 

— В любом случае причина этого пожара — человек. Либо пал, либо окурок, либо кто-то из местных жителей специально поджег, — пояснил заместитель руководителя  Благовещенского лесничества Антон Елискин. — Бывают такие случаи, что человек взял землю, чтобы обрабатывать, а она сильно захламлена, заросла травой. Чтобы не убивать свою технику, он берет и выжигает. Либо кто-то из селян присмотрел эту землю для пастбища. А, может, выжгли специально, чтобы проще было папоротник собирать. Из-за этого дикороса зачастую горят сопки в районе Моховой Пади и Белогорья. Есть такая закономерность: пожарная эпидемия случается раз в четыре года. Последний раз такой разгул был в 2014 году.

Мы уезжали после заката, а глава Новотроицкого стояла и смотрела на дымящуюся рощу. С боевого поста она уйдет, когда убедится, что огонь полностью погаснет и не двинется на село. Ну а на следующий день синоптики передают опять двадцать пять. А значит, снова будем гореть.

Возрастная категория материалов: 18+