Поэтесса из-за парты
— Я жила в селе Албазино — это моя родина! Как там, в такой красоте, можно не писать?! Там ведь каждая травинка шепчет: пиши, пиши, пиши! — признается Нина Онищенко.
Правда, первый литературный опыт был совсем не лирический. В четвертом классе талантливую и острую на язык Нину Метелкину попросили написать для стенгазеты стихотворение о непутевом трактористе местного колхоза «Чекист» — все смеялись до слез. После второго произведения школьницы — поэме о Зое Космодемьянской — зал местного клуба рыдал. А сама Нина о стихах всерьез не думала — у нее было другое увлечение.
— Меня всю жизнь тянуло гайки крутить. Я на мотовелосипеде гоняла по деревне. Однажды даже подружку потеряла — она на ямке подскочила и вылетела с сиденья, — улыбается Нина Васильевна. — Когда в девятом классе я поехала в интернат в Джалинду, с нами поступили ужасно несправедливо: девочек учили шить, а мальчиков — водить машину. Я ненавидела швейную машинку и люто завидовала пацанам, которые на грузовичке гоняли по двору.
«Возьмите меня в автоклуб!»
В 17 лет деревенская девчонка приехала в Благовещенск. Пролетела на вступительных экзаменах и пошла работать на мебельную фабрику — «гвозди заколачивать». Наверное, судьба привела.
— На работу я бегала мимо автомотоклуба, где учились допризывники. Бегу — а у них вождение! Завидовала! — вспоминает Нина Васильевна. — И однажды я взяла и зашла к директору. Спросила: вы девчонок не берете? Конечно, мне отказали. И я решила заходить каждый день (смеется). Приходила и говорила: «Ну возьмите меня!» Категорически не брали. А потом я настолько обаяла всю группу допризывников, что они делегацией пошли и попросили меня взять. И взяли!
Когда первая в истории автоклуба девушка на огромном ЗИЛ-130 ездила по городу, водители были в ужасе — думали, что машина едет без водителя. Ведь миниатюрной Нине, чтобы дотянуться до баранки, приходилось подкладывать кирпичи и старенькое пальто. Но после учебы 18-летняя шофер в юбке долго не могла найти работу — не брали. «Я как школьница выглядела: маленькая, щупленькая, две косички!» — улыбается она. Шанс необычному водителю дали в милицейском гараже. Сначала Нина водила автозак, который перевозил подследственных из СИЗО на допросы в милицию, потом освободилось место на дежурке. «У меня красная косынка в белый горошек — я ее завязывала и мчалась с ветерком на милицейской машине! Все шеи сворачивали!» — вспоминает Нина Васильевна.
После того как очередной водитель начальника городской милиции разбил очередную машину, возить его доверили Нине Метелкиной. А потом была заочная учеба в Высшей школе милиции и трудная работа следователем по автодорожным расследованиям в ГАИ, когда почти каждый день перед глазами — аварии, нервы, трагедии. Поэтому перевод инспектором по пропаганде сначала ГАИ, а потом всего УВД — глоток счастья и творчества.
— Я писала пресс-релизы, статьи, сценарии для сюжетов, ездила на съемки, монтировала, была телеведущей. Нередко мы выходили в прямом эфире! А я не боялась камеры — мне было очень легко и интересно! — признается Нина Онищенко. — Меня до сих пор некоторые по голосу узнают!
Любовь в погонах
Именно милиция и свела Нину Онищенко с будущим мужем — тоже милиционером Александром Онищенко. Случайная встреча на дне рождения у общих друзей и в первый же вечер — предложение руки и сердца. «Я думала, он пошутил», — улыбается Нина Васильевна. На следующий день внезапный жених уехал в Хабаровск на сессию — на долгих полтора месяца. Каждый день — звонки и письма. А когда вернулся, в первый же вечер приехал к любимой — с портфелем и чемоданом. «Я домой», — сказал будущий муж и остался навсегда. Через два дня влюбленные в погонах расписались.
«Я была в милицейской форме. Забежали в загс, расписались — и опять на работу», — говорит Нина Васильевна. — А вечером — свадьба в хрущевке. Вместо стола — клеенка на полу». Супруги Онищенко 41 год вместе. Трое детей, трое внуков. И — четыре книги на двоих.
— Вот он у меня — писатель! — заявляет Нина Онищенко. — Всю жизнь пишет, у него вышло две книги прозы и одна стихов. Он постоянно работает. Я ему говорю: «Саша, в советское время ты уже стал бы классиком!»
Что такое счастье
— Пока я служила, растила детей, нянчила внуков, ни строчки не писала. Как отрезало! А последние лет 10 — как прорвало. Наверное, жизнь возвращается на круги своя — все закольцевалось. Поэтому пишется, пишется, пишется, — говорит она.
Слова, строчки и стихи с Ниной Васильевной всегда и везде. У нее даже в стихотворении есть признание: «Что это — кара или милость — когда повсюду рифмы слышишь». Она слышит их везде: на кухне, во дворе, в маршрутке. И пишет, пишет, пишет. Книги «Мое маленькое лето» могло бы и не быть — уж слишком критично относится Нина Васильевна к своему творчеству. «Вот у Ахматовой, Цветаевой, Ахмадулиной — это стихи! А мои — они негромкие, простые, незатейливые», — уверена она.
— Этой книги никогда в жизни бы не было, если б не моя дочь Анечка, — признается талантливая и счастливая мама. — Стихи я размещала в интернете на популярном литературном сайте. Я не из тех, кто стремится напечататься и увековечиться. «Это надо мне!» — сказала дочь.
А еще — многим другим людям, которые читают, смеются, грустят и плачут, а главное — узнают себя в стихах этой маленькой женщины с большим сердцем. На вечный вопрос, счастлива ли она, Нина Васильева улыбается и отвечает. Своим стихотворением.
Счастье — это очень просто:
Просыпаться утром рано,
Кофе пить с горячим тостом,
Слушать новости с экрана.
А потом к себе на службу —
Не в трамвае, не в метро,
А пешком по звонким лужам
Вкусно хрупать серебром.
Воробьи на ветках — гроздью,
И такси куда-то мчатся... Счастье — это очень просто:
Просто — жить. Какое счастье...
Рисунки от Ани Тюриной
Иллюстрации для «Моего маленького лета» нарисовала известная амурская художница Анна Тюрина. Это был ее первый опыт иллюстраций к книге, хотя, по признанию Ани, она давно об этом мечтала. «Я счастлива, что благодаря книге познакомилась с такой талантливой девочкой, замечательным человеком. Когда я увидела рисунки Ани — обалдела! Они такие родные! Она так прочувствовала и поняла», — призналась Нина Васильевна.
Книги не будет в продаже, но если вы хотите получить экземпляр, пришлите ваше фото на тему «Мое маленькое лето» на электронную почту konkurs.leto@bk.ru Авторы 20 самых интересных работ получат в подарок книгу амурского поэта.
Стихи из книги Нины Онищенко
«Я оставила сердце»
Я оставила сердце там, где сосны и сопки,
Там, где воздух таежный из хрустальности соткан.
Где закат над Амуром чистым золотом вышит,
Где любая травинка в унисон с тобой дышит.
Я оставила сердце в тех краях, где поныне
Каждый тополь мне шепчет: «Как я рад тебе, Нина...»
Там и небо синее, и ромашки глазастей,
Только там и живется с ощущением счастья.
Жаль, на родине малой стала редкой я гостьей.
Там, в березовой роще, мать с отцом на погосте.
Там меня еще любят — есть кому, слава богу.
Только вот все длиннее в край родимый дорога.
«Мое маленькое лето»
Ах, лето... Мое маленькое лето —
Любимое, капризное дитя.
То радуешь своей улыбкой светлой,
То плачешь горько, в тридцать три дождя.
То сладко спишь на бархатной подушке
Из белого, пушистого тумана.
А то гремишь небесной погремушкой
Из темных туч, сверкающих обманно.
Ах, лето... Мое маленькое лето —
Любимое, капризное дитя.
Ты соткано из радуги и света,
И мне не разлюбить вовек тебя.
Добавить комментарий
Комментарии