Парад физкультурников г. Благовещенска, на переднем плане группа физкультурников связи.
Комсомолец в подарок
Сегодня кому‑то покажется смешным, но на заре комсомола, в 20‑х годах прошлого столетия, самых достойных комсомольцев было принято передавать в партию в качестве подарка.
— Подобные записи встречаются в протоколах общих собраний ячеек и заседаний бюро горрайкома РЛКСМ Благовещенска о вступлении кандидатов и членов в ряды РКП (б) в честь 6‑летия РЛКСМ в 1924—1925 годах. Вот одна из таких: «Считать тов. Волкову достойным быть в рядах РКП и передать как подарок партии в день 6‑й годовщины комсомола», — зачитала Ирина Попова одну из записей архивных документов. — Юные пионеры брали пример со старших товарищей и тоже делали свои подарки. Об этом, в частности, упоминается в протоколе заседания бюро ячейки РЛКСМ при губотделе Медсантруд от 20 августа 1925 года: «О выделении ЮП подарком к МЮДу (это Международный юношеский день, он отмечался с 1915 по 1945 год. — Прим. АП) для передачи в ряды РЛКСМ. Считать целесообразным и своевременным передачу в ряды РЛКСМ юных пионеров 4‑го отряда».
Очень мешали обывательские взгляды на спорт: с огромным трудом удалось добиться, чтобы ребята и девчата начали носить спортивные трусы.
Были крестины — стали октябрины
Весьма популярными среди молодых родителей-комсомольцев тех времен были октябрины новорожденных. Об октябринах в амурском селе Кивда писала газета «Молодая гвардия».
— Сами газеты в архиве не сохранились — мы располагаем только копиями некоторых статей, — пояснила Ирина Александровна. — Одна так и называется «На Кивде»: «В 1924 году в день Карла Либкнехта городская ячейка устроила торжественное заседание: сделала доклады, разъяснила международное положение, сделала сбор в пользу германского комсомола. В конце заседания устроили «октябрины». Октябрили одного новорожденного. Имя выбрали — Карл, в память о Карле Либкнехте. Торжественно, под звуки «Интернационала» вынесли на сцену младенца в пионерской форме. Ячейка зачислила новорожденного Карла своим членом с 14‑годичным стажем. Увидев это, один рабочий заинтересовался и принес свою дочку тоже октябрить. «Желаю крестить по‑комсомольски», — заявил он. Заявление встретили аплодисментами, дали девочке имя Роза Люксембург».
Солнце, воздух и вода — для укрепления сил пролетариата
Спорт в 1920‑е годы еще не был массовым явлением в среде молодежи. Летом 1922 года в Благовещенске началось организованное физкультурное движение — был создан Губернский совет физической культуры. В районных клубах появляются спорткружки. Зачинателем физкультурного движения был заместитель губвоенкома Валентин Еремин. Под его руководством проходила подготовка к первой городской олимпиаде.
Из воспоминаний первых комсомольцев: «Непростым было это дело: начинающие спортсмены никогда не видели ни диска, ни копья, не знали, что такое эстафета. Не было литературы, инструкторов, средств. Очень мешали и обывательские взгляды на спорт: с огромным трудом удалось добиться, чтобы ребята и девчата начали носить спортивные трусы. Валентин Еремин ходил по кружкам и демонстрировал единственные в городе диск и копье, учил их метать, передавать эстафету. В феврале 1923 года в Благовещенске прошла первая городская олимпиада, в ней участвовали только комсомольские организации».
Команда «Спартак -1» уездного комитета ВЛКСМ, 1924 г.
«Амурская правда» 28 февраля 1923 года писала: «23 февраля, ко дню 5‑летия Рабоче-крестьянской Красной армии, были приурочены первые спортивные выступления молодежи и допризывников Благовещенска. Стройными шеренгами группы прошли на площадь, и после короткого приветствия группам дано задание начать спортивные упражнения. Гимнастические упражнения всеми группами проделаны хорошо».
— Учтите, что была зима и на улице в тот год стоял лютый мороз, — заметила архивный работник. — Тем не менее после гимнастических соревнований группы были выстроены для эстафетного бега. Передачу эстафеты тогда не умели делать: одни роняли эстафету из рук, искали, поднимали ее, другие сталкивались друг с другом. Все это создавало путаницу и давало очень низкие результаты, писала газета. Несмотря ни на что, комсомольцы горели желанием, чтобы «в здоровом теле был здоровый дух, широко пропагандировали использование солнца, воздуха и воды для укрепления сил пролетариата».
Зейский клуб Благовещенской комсомольской организации, г. Благовещенск, 1924 г.
А в августе того же года в Хабаровске состоялась первая Дальневосточная областная олимпиада. Это событие также освещала «Амурская правда»:
«28 июля команда благовещенских спортсменов (около двух десятков человек) на пароходе «Ильич» отправилась в Хабаровск. Ранним утром благовещенцы высадились в Хабаровске в красных трусиках и розовых рубашках, а девчата в темно-зеленых шароварах и блузах. Появление молодых людей в трусиках на улицах Хабаровска было диковинным явлением, особенно для обывательских барышень. С песней «Дуня, Дуня я» амурцы проследовали до общежития. Прибытие амурских ребят на областную олимпиаду вызвало всеобщий интерес хабаровчан. В олимпиаде участвовали команды амурских военморов, «Динамо», желдорбригады. Олимпиада длилась 10 дней и закончилась 10 августа. По женским видам все призы завоевали амурские девчата, кроме них, никто не выступал».
Новая молодежь внедряла в повседневный обиход самую распространенную и доступную для студенческой среды спортивную одежду, состоявшую в основном из трусиков и гимнастических рубашек. Как говорили тогда рабфаковцы, им не стыдно было демонстрировать публике свои «освобожденные» тела.
«Танцульки в своей среде прекратить»
В первые годы существования амурского комсомола неэтичными считались танцы. Опасались, что они «повлияют в плохую сторону на политико-воспитательную работу». В результате громаднейшей дискуссии о танцах постановили: «Танцульки в своей среде прекратить, заменить их полезными развлечениями: физкультурой, играми, вечерами, конкурсами».
— И к чему это привело? Прекратить танцы не удалось, — констатирует специалист Госархива по Амурской области, подкрепляя слова примером с Епархиальным училищем, где расквартировались краснофлотцы Амурской военной флотилии. — Командование части разрешило устройство платных вечеров с танцами. После похода активистов-комсомольцев в «Епархиалку», как молодежь называла заведение, было высказано глубокое мнение о ее закрытии — отвлекали молодежь от комсомола. «Но танцы в «Епархиалке» проводились чуть ли не каждый вечер, и вся молодежь собиралась именно там, а клуб наш пустовал, так как не мог удовлетворить запросов молодежи, — читаем мы в воспоминаниях первых комсомольцев. — Программа была сухая, неинтересная. Развлекаться было негде. Досуг молодежь проводила на вечерках. Развивалась скрытая пьянка. Комсомольцы посоветовали разрешить вечера с танцами в клубе, а противникам танцев дали кличку Танцеедки.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии