Финальный аккорд
Эта выставка стала финальным аккордом той большой и планомерной деятельности, что была посвящена дню рождения Приамурья. «Первая. Большая» — результат серьезных совместных усилий музея и различных объединений художников; и это — своеобразный показ роли творческой личности в истории региона.
Работа при воплощении идеи в жизнь кипела сразу по всем направлениям: пока одни специалисты занимались запасниками музея, подбирая живописные произведения и скульптуры, другие принялись за поиски картин в мастерских художников. Надо отметить, иногда они обнаруживали совершенно изумительные, еще не видевшие свет полотна. Третьи изучали частные коллекции благовещенцев, выпрашивая — а то и вымаливая! — нужные творения для экспозиции: понятно ведь, что не каждый владелец легко расстается, пусть и на время, со столь значимой собственностью!
Уникальная по своим масштабам экспозиция размещена сразу в шести залах. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанрово-сюжетные полотна — все это стало подарком людям, неравнодушным к творчеству. Живопись здесь соседствует с графикой и творениями мастеров декоративно-прикладного искусства. А каждый выставочный зал, несмотря на одно общее название проекта «Первая. Большая», представляет собой совершенно самостоятельную по теме и направленности коллекцию.
Тайны старых мастеров
Так, самый первый зал, где собраны работы основателей художественной школы Приамурья, называется «Тайны старых мастеров» — и это целиком и полностью соответствует действительности: биографии некоторых художников мало изучены, а то и попросту неизвестны, разве что отрывочные данные. Не всегда понятна и история происхождения отдельных полотен — они попали в хранилища музея еще в «доисторические» времена. Чем, кстати, и интересны современным исследователям. Предстоит большая исследовательская работа по поискам подробностей жизненного пути родоначальника послереволюционной художественной школы Петра Сергеевича Евстафьева (надо отметить — ученика Ильи Репина!). Известно, что в первые советские годы он собирался эмигрировать через Харбин в Америку, но не получилось, и художник нашел применение своему таланту в Благовещенске.
Или еще надлежит разобраться в хитросплетениях судьбы монументалиста Ильи Коркина, жестоко репрессированного в советское время… И таким тайнам — несть числа. А значит, непаханое поле для исследовательской работы!
Строители истории
Следующая коллекция носит название «Время и художник». Работами, собранными здесь, можно иллюстрировать учебник по истории Амурской области: зритель внимает заботам первопоселенцев, переживает драматические события Албазинской эпопеи, сочувствует трагической судьбе участников Гамовского мятежа, радуется трудовым победам строителей Зейской ГЭС и БАМа… Зрители подолгу задерживаются у работ Виктора Сурикова, Валерия Маклакова, Виктора Стогния — ярких представителей 70—80-х годов прошлого столетия.
Улыбка Приемыхова и черты друзей
К коллекции художников-графиков вполне подходит название «Поэзия линий» — столь прозрачны и лиричны, даже чувственны работы, выполненные карандашом, пером и кистью. Сложно выделить чье-либо имя, чью-либо работу, ведь каждый из художников — Личность, каждое Творение — тоже с большой буквы! Но особое внимание привлекает портрет актера, сценариста и режиссера Валерия Приемыхова, написанный Владиславом Афанасьевым: кажется, еще секунда — и наш земляк, автор замечательных фильмов для молодежи и исполнитель запомнившихся ролей, улыбнется еще шире и спустится к зрителям!
Внимание зрителей, безусловно, привлекут портреты, написанные уже сегодняшними мастерами кисти и карандаша. Коллекция называется «Черты друзей». И на этих портретах в том числе и лица, увы, безвременно ушедших прекрасных художников-земляков Александра Тихомирова кисти Евгения Зверева и Анатолия Дроздова — он написан его сыном, кандидатом искусствоведения Сергеем Дроздовым. Здесь же и два полотна, пожалуй, самого известного портретиста Николая Савченко. Здесь же и… Но, повторюсь, невозможно перечислять все!
Особое, пусть и не совсем большое пространство, занимают практически не показываемые этюды художников. Они не все оформлены в багеты, некоторые уже покрылись приметами времени — потрескались, потускнели… Возможно, некоторые из них никогда не станут картинами. Их главное достоинство — искренность!
Заключает «Первую. Большую» зал с названием «Цвет настроения» — это глубоко лиричные пейзажи и натюрморты, картины, на которых запечатлены действительно настроения, создаваемые и теплым солнечным лучом, и мягким первым снегом, и прозрачным весенним небом. Всем тем, что пережил художник в минуты общения с природой, и чувства свои он запечатлел на полотне. Работы совершенно разные по манере, по технике исполнения, по внутренней мощи: нежные, интимные тона живописи Владимира Демченко и размашистые мазки Леонида Кильчанского. Здесь философичный и загадочный Владимир Серебряков, и спокойный, академичный Владимир Водянин…
Впереди слет художников
Выставка выявила и достаточно много проблем. Например, стало очевидно, что художественная коллекция при всем своем многообразии и многочисленности не может отобразить в полной мере творчество всех амурских художников, а значит, следует уделить большее внимание комплектованию музейной коллекции. Но о проблемах художники будут говорить на слете, который планируется провести во второй половине февраля, а сегодня…
А сегодня просто придите в музей, чтобы встретиться с художниками, от имен которых закружится голова: это Василий Семенихин и Валентина Жукова, Сергей Сидоренко и Владимир Красников, Николай Савченко и семья Дроздовых, это и тандем Горлача —Тырковой и…
Рассказывать об этой выставке можно бесконечно. Но лучше с ней познакомиться. Неспешно, вдумчиво, переходя от полотна к полотну и мысленно разговаривая с Мастерами… Право, с этими работами, с этими авторами есть о чем поговорить, чем с ними поделиться…
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии