Кто головой воина капусту солил: 5 главных загадок археологического музея БГПУ

Просмотры: 1733
Комментарии: 0

Увидеть череп бизона, бивни мамонта, золотые серьги X–XI веков, необычное изваяние воина мохэ и многое другое можно в археологическом музее БГПУ, который стал родоначальником музейного комплекса университета. Некоторые его экспонаты уникальны, поэтому представляют историческую ценность. Как создавался вузовский музей и что его гости могут узнать о прошлом региона — в материале «Амурской правды».

Кто головой воина капусту солил: 5 главных загадок археологического музея БГПУ

Фото: Василий Артемчук

Как всё начиналось

Археологический отдел педагогического вуза был открыт осенью 2000 года, а в 2007-м ему было присвоено имя Бориса Сапунова — амурского археолога, историка и педагога. Борис Семенович вместе с коллегами вошел в состав первого отряда под руководством известного советского археолога Алексея Окладникова, который в 1961 году проводил раскопки в бассейне рек Верхнего и Среднего Амура. Много находок с раскопок привозили студенты вуза из полевых экспедиций, в которых они участвовали вместе с преподавателями и амурскими учеными. Часть находок уезжала в институт археологии и этнографии Новосибирска, часть передавалась в областной краеведческий музей, но многие артефакты оставались в лаборатории вуза. И к концу 1990-х годов в БГПУ было принято решение организовать учебную археологическую аудиторию, чтобы на ее базе проводить занятия для студентов.

Первый стенд экспозиции посвящен людям, которые исследовали территорию Приамурья с конца XIX века и до наших дней.

Концепция музея выстроена по хронологическому принципу: палеолит (300 тысяч — 15 тысяч лет назад), неолит (12 тысяч лет назад — 3 тысячи лет назад), ранний железный век (12 век до н.э. — 3 век н.э.), средние века (3—12 века), позднее средневековье  (13—17 века) и этнографическое время (17 — 19 века). Есть витрина с меняющимися время от времени материалами, которые были собраны в последнее время. Причем все экспонаты, представленные в музее, найдены на территории именно Амурской области.

У нас жили мамонты

Одеревеневший слой кожи слона, переданный музею Юрием Болотским. Фото: Василий Артемчук

Правда, несколько редких археологических находок подарил вузовскому музею известный амурский палеонтолог Юрий Болотский — тот самый, что открыл динозавра Ванюшу. Юрий Леонидович привез из Внутренней Монголии череп бизона, которые водились наряду с мамонтами в нашей мегафауне. Кроме того, Болотский подарил фрагмент одеревеневшей шкуры слона. Экспонат, конечно, современный и связан с печальной историей слонихи Бетти из Ленинградского зоопарка, которая погибла при авианалёте на город в 1941 году. Ее шкуру передали местному палеонтологу, который потом раздал ее части своим коллегам.

Фото: Василий Артемчук

— Мамонты водились на нашей территории в эпоху верхнего или позднего палеолита, — говорит заведующий музейным комплексом БГПУ кандидат исторических наук Олег Шеломихин. — Один бивень, демонстрируемый в музее, выкопала драга прииска Соловьевский, а другой был найден в районе села Новоалександровка Тамбовского округа.

Один бивень мамонта выкопала драга прииска Соловьевский на севере области, другой был найден на юге — в районе села Новоалександровка Тамбовского округа.

Среди археологических находок музея имеются очень редкие и уникальные вещи. Это палеолитические чопперы и чоппинги, возраст которых около 300 тысяч лет, изящные микролитические орудия из халцедона, сердолика и яшмы, представляющие эпоху неолита, бронзовые и серебряные украшения различных эпох и многое другое.

Загадка многослойного могильника

Золотые серьги найдены в многослойном могильнике в Михайловском районе. Фото: Василий Артемчук

Среди экспонатов выделяются золотые серьги в виде зародыша — классической формы женского украшения эпохи чжурчжэней. Вес одной — 7,5 грамма, второй — 24,5 грамма. Они обнаружены недалеко от села Чесноково Михайловского района в многослойном могильнике, где люди хоронили умерших соплеменников в течение тысячи лет. Сначала это были племена мохэ, потом — их потомки чжурчжэни, затем — дючеры.

— Структура захоронения очень интересная, — рассказывает Олег Шеломихин. — Когда дерновой слой убрали, под ним оказались дючерские могилы 13 – 17 веков. Ниже, в районе метра от поверхности, мохэские захоронения, которые относятся к 7–10 векам. А сквозь них могилы на 2 метра вниз — чжурчжэнские 11–12 веков: они как бы прорезали захоронения своих предшественников.

Археологи, работавшие на этом могильнике, с одной стороны, понимали, почему люди на протяжении веков хоронили умерших на одном месте: незатопляемый участок, подход к Амуру. С другой стороны, могильник так и остался загадкой: возможно, это было особое, сакральное место для местных племен.

Музей для всех

Этот музей создан в первую очередь для студентов, изучающих историю и обществознание, а также географию. Они постигают археологию не только теоретически, но и практически, выезжая летом на месяц в поле на раскопки.

Однако музей БГПУ принимает всех гостей, желающих узнать о древнем прошлом нашего края. Причем экскурсию проводит не гид, а заведующий археологическим музеем доцент кафедры истории России и специальных исторических дисциплин Олег Шеломихин. Он увлеченно, даже азартно рассказывает об экспонатах, о людях, которые создавали музей и внесли огромный вклад в амурскую археологию, о временах, с которыми нас разделяют тысячелетия. Но это не научная лекция для специалистов, а доступная и неимоверно интересная информация для людей разного возраста.

Эмблема амурской археологии

Каменное изображение головы воина мохэ сельская семья долгие годы использовало как  гнет при засолке капусты.  Фото: Василий Артемчук

Наверное, один из самых уникальных экспонатов археологического музея БГПУ — это каменное изображение головы воина мохэ. С ним связана легенда, частью основанная на реальных событиях.

В конце 1970-х годов недалеко от села Октябрьского Константиновского района механизатор, работая в поле, случайно распахал могильник. Порушенную керамику собирать не стал, а вот огромный камень необычного размера принес домой и долгие годы использовал его как гнет при засолке капусты.

Через местного учителя-краеведа археологи узнали о существовании артефакта и долго уговаривали сельчанина передать им находку. Борис Сапунов с коллегами на месте разрушенного механизатором могильника провели спасательные раскопки, собрали органические образцы, по которым датировали каменное изображение головы воина: 900–950-е года нашего века.

— Он сделан из береговой зернистой гальки, обработан каменным зубилом и ошлифован при помощи песка и травы, — описывает артефакт Олег Анатольевич. — Причем при работе использовался пикетаж — точечно-ударная техника обработки камня. Можно сказать, что рука у мастера была набитой и выверена опытом. Каменное изваяние головы воина — практически единственное в своем роде, так как подобные изображения встречаются либо на петрографах, либо на мелкой пластике малых форм.

Древний «скульптор» высек из галечной глыбы не только лицо, но и конусный кожаный шлем, на котором диагональными линиями обозначил нашиваемые внахлест пластины. Горизонтальные линии означали бармицу, закрывающую шею. Кроме того, в изображении угадывается пластина, которая выходит из шлема и прикрывает переносицу.

Этот артефакт стал не просто украшением музея, а эмблемой амурской археологии, которой помечены учебники и книги по этой тематике. Кроме того, находка константиновского механизатора представляет археологию Амурской области на региональных выставках. Например, Олег Шеломихин, участвуя в январе этого года в выставке «Сны Сибири», привез с собой голову воина. Правда, историческая реликвия была доставлена в Красноярск отдельно, под специальной охраной. Да и унести каменное изображение тяжело: его вес 12 килограммов.

Музейный комплекс БГПУ состоит из четырех музеев: зоологический, археологический, литературный и геологический. Адрес: г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 104. Экскурсии необходимо согласовать по телефону: 8‑914‑57‑33‑377 (Олег Анатольевич Шеломихин).

 

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью

Другие фоторепортажи