Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)

Татьяна Капустина,

представитель компании Taiga Organica:

— У нас полностью натуральная продукция, но она не маркирована знаком ECO. Мы подсчитали: чтобы пройти такую сертификацию, нужно около 300 тысяч рублей. Делать не стали, посчитали, что острой необходимости в этом нет. Но если государство поддержит экопроизводителей и уменьшит стоимость сертификатов, будем только рады. 

Амурский мед — весь натуральный. С запада в наши супермаркеты приезжает много фальсификата. На прилавках российских магазинов наш главный конкурент — крупная московская фирма. Ценник на их мед даже ниже себестоимости! Делаем вывод: он либо размешан с водой и сахаром, либо создан искусственным способом. Но по продажам бьет рекорды. Люди берут его, потому что так можно сэкономить. Будет хорошо, если «зеленый» бренд поможет бороться с такими недобросовестными производителями.

Мы экспортируем мед в Китай и Корею. Доставка груза от порта Благовещенск до Хэйхэ — еще одна насущная проблема. Преодолеть этот километр пути нам обходится в 35 тысяч рублей вне зависимости от объема партии. Мы вынуждены отказывать некрупным заказчикам, потому что просто не вытягиваем по деньгам.

Заявок за три года экспорта стало гораздо больше. Весь свой хороший мед китайцы вывозят, в стране оставляют не очень качественный продукт. Наш мед им очень нравится, а с падением рубля брать его стало еще и выгодно.

Анастасия Тимофеева, 

руководитель компании «Савита»:

— На экопродукцию сейчас бешеный спрос, она в тренде! Люди готовы заплатить больше, чтобы быть уверенными в том, что они едят. Вот только понять, где действительно натуральный продукт, а где искусственный, до сих пор не так-то просто. Общего экостандарта нет. На упаковке можно написать все что угодно. И это не всегда соответствует тому, что внутри пачки! За недостоверную информацию производитель не понесет никакой ответственности, потому что никто это не проверяет.

Все лаборатории принадлежат частникам, у каждого из них свои стандарты и правила. Необходимы единый экостандарт и государственный контроль. Когда мы вели переговоры с Китаем, потенциальные клиенты спрашивали, почему на нашей упаковке стоит значок ECO, на основании каких документов? Для экспорта это важно. Если «зеленый» бренд разработают и присвоят соответствующей продукции, это облегчит жизнь и производителям, и потребителям.

Мы производим 25 вкусовых разновидностей экосладостей — гранолу, безглютеновое печенье, конфеты. Не добавляем сахара и жиры животного происхождения, работаем только на орехах и сухофруктах. На самом деле производить полезные сладости без химии не сложно. Правда, для экспорта необходимы большие сроки годности. В партии товара для Поднебесной мы стали добавлять сорбиновую кислоту — она просто удерживает влагу в продукте, не нанося вреда организму. Этим увеличили сроки хранения до 10 месяцев. Таковы обязательные требования для экспорта. А вообще наши сладости не лежат на полках магазинов по полгода. В торговых точках крупных городов России и Белоруссии распродаются быстро.

«Поручаю правительству создать защищенный бренд отечественной чистой «зеленой» продукции. Он должен подтверждать, что в ее производстве используются только безопасные для здоровья человека технологии», — сказал В. В. Путин в ежегодном обращении к Федеральному собранию.

Юлия Бобылева, 

владелица домашней сыроварни «Синьора Джулия»:

— Опасаюсь, что отметку «зеленого» бренда получат и хорошие, и недостойные этого звания фирмы. Многие компании с большими возможностями решают вопросы сертификации нелегально. Как бы и эта хорошая идея президента не вылилась в очередной виток коррупции для заинтересованных лиц. Иначе это брендирование будет просто формальностью и потребителям пользы не принесет.  Я поддерживаю Владимира Путина, мне нравятся его мысли и слова. Но наша страна слишком большая, проконтролировать всех нереально.

Из профессионального интереса я часто пробую новые сыры. Пять лет назад шла в магазин и знала, что за 1500 рублей за килограмм можно купить хороший сыр. Сейчас ценник и в 3 тысячи рублей не дает гарантий качества. Продукты со временем становятся хуже. Будто пластик ешь —  ни вкуса, ни аромата.

Мы готовы производить натуральный продукт, и у нас это получается. У меня есть постоянные клиенты, которые бывают в Европе. Когда они возвращаются из путешествий и приходят к нам за сыром, я всегда боюсь. Такие вещи сравнивать нельзя, там совсем другое качество сырья, другие условия и климат. Но все признаются, что наш сыр вкуснее! Это очень приятно. Мы вкладываем в него всю душу!

Ольга Ларина,

 ИП, производитель тофу, омлетов и йогуртов:

— Идея отличная, но к ее воплощению в нашем регионе есть несколько ступенек. Чтобы нам делать конкурентоспособную продукцию с выходом на международный рынок, нужно соответствующее оборудование. Амурским товарам необходимы длительные сроки хранения и презентабельный внешний вид. В этом мы сильно проигрываем западу. У нас почти везде ручной труд на кустарно-ремесленном оборудовании.

Производителям, достойным «зеленого» бренда, нужно помочь приобрести современное оборудование с помощью грантов. Например, линия по производству нашего шелкового тофу в тетрапаке стоит около 45 миллионов рублей. Мы недавно принимали участие в совещании по поводу развития Дальнего Востока в областном правительстве. Там прозвучало: на поддержку всех предпринимателей региона выделяется 47 миллионов рублей. Эти цифры несопоставимы! Но мы просчитали,  что при удачном запуске линия окупится государству за год только в виде налогов.

Вторая наша проблема — транспортная. Мы недавно вернулись в «Продэкспо-2019» и получили много заявок от российских торговых сетей на наши товары. Но отослать продукцию я не могу. От нас невозможно отправить сборный груз с температурным режимом на запад! Действует только восточное направление — Владивосток, Хабаровск, Якутск. От нас поток груза настолько мал, что перевозчикам невыгодно включать холодильник на все время следования.

Нам в Приамурье есть чем удивить российского потребителя и даже мирового, только создайте условия! Конкурировать наша продукция уже в состоянии, потому что мы используем только натуральное сырье.

Возрастная категория материалов: 18+